№ 76 / Весна 2020

— Алексей, почему в молодости вы не поступили в Литинститут, ректором которого сейчас являетесь, а пошли на филфак? — Потому что не дерзнул. Я всегда считал, что это за- ведение для особо одаренных, избранных людей. — А теперь вы так не считаете? —Нет, почему? Считаю. Но в мою пору помимо осоз- нания высоты этого заведения были и чисто прагматиче- ские соображения. В Литинститут можно было посту- пить, только имея два года трудового стажа или после службы в армии. И, кстати, я жалею, что теперь такой практики больше нет. Пишущим людям это было бы очень полезно. Но это требование невозможно вернуть. Нам скажут: вы с ума сошли, какой стаж, нельзя нару- шать права абитуриентов, читайте портфолио и прини- майте по ЕГЭ! — Когда я шел к вам на встречу в Литинститут, то вспоминал вашего любимого Булгакова. Помните, он го- ворил: вот тут зреют писатели, как ананасы в оранже- рее. Но это, конечно, говорил не он сам, а его персонаж. —Да, кот Бегемот! Но он говорил не про Литинститут, которого тогда еще не было, а про писательскую обще- ственность, которая собиралась в доме у тетки Грибое- дова и вкусно кушала в ресторане. —Но вы же тут выращиваете элиту русской литера- туры? Или чем вы в Литинституте занимаетесь? — Чем занимаюсь? Пытаюсь спасти это здание. Сде- лать так, чтоб мы в нем не замерзли и не остались без воды. Чтоб нас отсюда не выселили. Я жертва разборок между государством и частным бизнесом, которые не могут найти общий язык и закончить реставрацию усадьбы Яковлева на Тверском бульваре. Я ощущаю себя администратором, завхозом, обманутым дольщиком и вижу во сне сорок четвертый федеральный закон. —Но шли вы сюда не для того, чтобы строить? У вас же были какие-то другие мысли? — У меня была очень простая мысль: если я откажусь, то потом буду жалеть. Я же работаю в Литинституте с 2006 года. Меня тогда пригласили вести творческий семи- нар, и я был обыкновенным совместителем. А вообще-то работал всюжизнь на филфаке МГУ. Жил себе, ни от кого не зависел, раз в неделю ходил на работу, а в остальное время писал книги. И, в общем, был вполне себе благопо- лучен. Но в 2014 году мне предложили стать ректором... СОДИС 21 ИНТЕРВЬЮ учитель гениев Игорь СВИНАРЕНКО А лексей Варламов — писатель с академическими знаниями, как полагалось по стандартам, к примеру, XIX или начала XX века. Таких сейчас мало. Кроме художественной прозы Алексей Николаевич знаменит целой серией книг ЖЗЛ — о Михаиле Пришвине, Александре Грине, Алексее Толстом, Григории Распутине, Михаиле Булгакове, Андрее Платонове, Василии Шукшине. Вполне закономерно, что именно он возглавляет сегодня легендарный Литературный институт им. А. М. Горького.

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==