№ 76 / Весна 2020

интервью OPEN №76 2020 22 Предложение было совершенно неожиданное и даже аб- сурдное. Ибо я до того момента никогда в жизни никем не командовал. Я не был ни заведующим кафедрой, ни дека- ном, ни проректором, никем. Никакой административной работой не занимался. Было сразу понятно, что я совер- шенно неподходящий для этой должности кандидат и лучше было бы сразу вежливо отказаться. И написать еще одну книжку. Но! Книжки в моей жизни уже были, а вот ректорства не было. Я отнесся к этому сюжету как к при- ключению. И еще вот из чего я исходил: я не номенклатур- ный человек, и, если что-то не получится, это не будет пятном на моей биографии. Никакой карьеры я не делаю. Не сложилось — ну, значит, не сложилось. То есть повел себя в высшей степени безответственно и легкомысленно. Эта идея, что я никому ничего не должен, на самом деле — иллюзия. Я много чего должен. И вот уже я опутан вся- кими отношениями и обязательствами. Но никогда я не думал, что главным моим занятием станет строительство. Заниматься вопросами творческими и учебным процессом я еще кое-как мог, потому что к тому моменту тридцать лет проработал в МГУ. А вот все, что связано с хозяй- ственной стороной, мне было глубоко чуждо… — По институту ваш начальник — министр куль- туры, а кто ваш начальник по писательству? — У литературы теперь нет начальников. Она всадник без головы. В советские времена институт был подведом- ствен Союзу писателей. Подозреваю, что это были золо- тые для него времена. Несмотря на идеологию, цензуру и прочее. С чисто ремесленной точки зрения в Союзе писа- телей лучше понимали, как устроить учебный процесс. Они не заморачивались бюрократическими делами, не требовали образовательных стандартов и не проверяли учебные планы... Их интересовала суть дела, а не его ви- димость и не отчетность. Но Союз писателей СССР пре- кратил существование в 1991 году. Кончилось финансиро- вание, институт оказался на грани исчезновения. Тем более что земля в центре города — лакомый кусок. Его фактически спас тогдашний ректор Сергей Николаевич Есин, который сумел передать вуз в ведение Минобра. Это было тонкое бюрократическое решение! Потом в какой-то момент институт объявили неэффективным, что снова по- ставило его под угрозу. Но, к счастью, атаку удалось от- бить и детище Горького в итоге оказалось в введении Минкульта в одной компании с ГИТИСом, ВГИКом, кон- серваторией, Гнесинкой и другими творческими вузами. — Понятно, почему раньше люди шли в Литинсти- тут: это гонорары, тиражи, дачи в Переделкино, загран- поездки. А сейчас зачем дети идут к вам сюда? — Счастливые дети. Ибо учиться здесь — это пять лет счастья! Думаю, все очень индивидуально. Каждый за своим. Я вообще не люблю обобщений. Надо тогда каж- дого ловить и спрашивать: зачем? Ну, допустим, молодой человек или девушка окончили школу и что-то пишут. Им это нравится. О будущем пока не задумываются, где будут работать — не знают. А тут есть классный вуз с очень сильной профессурой, традицией, репутацией, где можно заниматься любимым делом. Почему бы и нет? Правда, поступить не очень просто, конкурс у нас большой. — А кто у вас преподает? — Евгений Рейн, по-настоящему великий, легендар- ный поэт. Андрей Геласимов, автор «Тотального дик- танта» этого года. Михаил Попов, Олеся Николаева, Игорь Волгин, Руслан Киреев, Анатолий Королев, Евге- ний Юрьевич Сидоров — наш бывший ректор и экс- министр культуры, Сергей Чупринин и Андрей Василев- ский. А еще Геннадий Красников, Виктор Куллэ, Андрей Волос, Александр Михайлов, Александр Сегень —извест- ный писатель, кроме того, он автор сценария фильма «Поп», снятого Владимиром Хотиненко. (Это про свя- щенника Псковской епархии, который служил при нем- цах.) Павел Басинский работает, лауреат Госпремии про- шлого года, Сергей Арутюнов, Фарид Нагимов... — А кто преподает из молодых? Дмитрий Быков? — Нет. Мне кажется, он не жалует Литинститут. — Битов у вас читал? — Да. Одно время и Маканин преподавал. Валентин Григорьевич Распутин работал. Леонид Бородин. Влади- мир Орлов. Олег Павлов — он был не только замечатель- ный писатель, но и очень хороший мастер, его обожали студенты, и они невероятно по нему тоскуют. — А вот еще Пелевин, Прилепин, Шишкин — люди с огромными тиражами. Ну ладно, Шишкин живет вШвей- царии, Пелевин скрывается — это часть его стратегии. Но Прилепин на месте. — Пелевин, кстати, у нас учился. В семинаре у Миха- ила Лобанова, убежденного почвенника и гиперреалиста. Правда, институт не окончил, ушел, но главным героем «Generation П» не зря сделал выпускника Литинститута. А что касается Прилепина, то я к нему пока не обращался. К Захару я очень хорошо отношусь, но не думаю, что он пойдет к нам работать, потому что мастерами в Литинсти- туте становятся преимущественно те, кто что-то важное уже сделал, в каком-то смысле перегорел для себя и готов жить в литературе для других. А Захар до этой стадии еще не дошел, как мне кажется. — Расскажи про состояние современной русской ли- тературы. — В советское время был колхоз. А в нем председа- тель, бригадиры, звеньевые, прогульщики, передовики и единоличники, в колхоз не вступившие или оттуда изгнан- ные. Теперь их нету. Колхоз исчез. А есть фермеры: одни богаче, другие беднее, у одних земли больше, у других меньше. Одни успешно ведут хозяйство, другие нет. Одни занимаются только фермерством, другие еще где-то под- рабатывают. Кто-то отправляет свою продукцию на экс- порт. Но каждый работает на себя. Нет ни писательских групп, ни писательских союзов, ни течений, ни направле- ний. Раньше были популярны разговоры про реализм и

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==