№ 76 / Весна 2020
OPEN №76 2020 6 «Дорога» / Театр музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой Ученица Римаса Туминаса, молодой режиссер Гульназ Балпеисова дерзнула оспорить ве- ликого прозаика Томаса Манна. Поставив в Театре музыки и поэзии п/р Елены Камбуро- вой две его ранние новеллы — «Дорогу на кладбище» и «Разочарование», развернула в противоположную сторону философский смысл произведений. В новеллах для падшего создания нет ни света, ни тепла, ни простора. Миг огромен, непостижимо красив и счаст- лив, и для мелкого и ничтожного существа в нем не находится места. В спектакле не так. Несчастья забулдыги Лобгота Пипзама (Максим Севриновский) оплакивают певицы (Елена Веремеенко, Анна Комова, Евгения Курова, Алена Парфенова). Звучат Бах и Бетховен, пе- реложенный на женские голоса музыкальным руководителем постановки Олегом Синки- ным. Печаль сменяет радость. Волны вальса Штрауса «На прекрасном голубом Дунае» и роскошь «Богемской рапсодии» Меркьюри обещают лучшую долю. Сверкают шелка на- рядных дам, переливаются цветные воздушные шары. А с неба, как благословение выс- ших сил, слетают пушистые птичьи перышки. «Пиноккио. Лес» / Электротеатр Станиславский Андрей Вишневский, автор мистерии о Пиноккио, по-своему переработавший мотивы сказки Карло Коллоди, называет свое произведение частью огромной пиновселенной, вступлением в пиномифологию. Мистерия постепенно воплощается на сцене Электротеа- тра режиссером Борисом Юханановым. «Пиноккио. Лес» — первая часть масштабного и сложного проекта. Фантастические костюмы, придуманные художницей Анастасией Не- федовой, необыкновенная световая и видеопартитура, разработанная Сергеем Василье- вым, Алексеем Наумовым и Еленой Коптяевой, переносят зрителей в странное, тревож- ное пространство призраков и двойников. Деревянного человечка, марионетку, сверхак- тера и ангела Пиноккио играют две актрисы — Мария Беляева и Светлана Найденова. Похожие как близнецы, одинаково одетые и загримированные, они живут в спектакле то синхронно, то параллельно. Выслушивают поучения от раздваивающегося сверчка, пуска- ются на авантюры вслед за раздваивающимся птенцом, зависят от двоящихся хирурга Джепетто и его ассистента Вишни… Тени и отражения нагнетают мистическую атмосферу. «Шутники» / Театр «Сатирикон» Пьеса Александра Николаевича Островского «Шутники», поставленная в «Сатириконе» Ев- гением Марчелли, заканчивается хорошо. Младшая дочь бедного чиновника в отставке Оброшенова выходит замуж за любимого, а старшая — за богатого. Но до счастливого фи- нала с героем происходит столько передряг, что порой становится страшно за его душев- ное здоровье. Константин Райкин пронзительно и тонко играет «маленького человека», доброго, смешного, честного, но вынужденного унижаться перед богатым хамом ради средств на существование. «Изуродовала нас бедность», — признается Оброшенов в наи- более отчаянный момент. Бедняк доходит до края в отношениях с распоясавшимся «бла- годетелем» (Денис Суханов). Рискуя потерять все, несчастный вспоминает про свое чело- веческое достоинство. И колесо фортуны внезапно разворачивается в его сторону. «Завещание Чарльза Адамса» / «Мастерская Петра Фоменко» Спектакль решен в стильных черно-серо-белых тонах. Картины, возникающие на сцене, напоминают и старинные гравюры, и современные фотографии, а движущиеся видеопро- екции сближают театр с киноискусством (художник — Вадим Воля, художник по костю- мам — Ольга-Мария Тумакова). В пьесу, сочиненную Сергеем Плотовым, допущены при- емы эстрады и мюзиклов, капустников и пародий. Актеры много поют и танцуют, недаром режиссер постановки Олег Глушков прежде всего отменный хореограф. История дома семи повешенных смешит и пугает даже самых отъявленных фанатов фильмов ужасов. Юные прекрасные влюбленные (Дарья Коныжева и Николай Орловский) становятся жерт- вами обольстительной злодейки (Полина Айрапетова) и пополняют компанию знатных приведений, населяющих готический замок. Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА ТЕАТР
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==