№ 76 / Весна 2020

классик СОДИС 65 Как и прежде, Моррис уделял много времени и сил ли- тературному труду, занимался переводами древних клас- сиков. В последние годы жизни он создал несколько ро- манов-сказок, действие которых происходит в неведомых странах в незапамятные времена. Бернард Шоу назвал их «поразительным образцом погружения в литературный прерафаэлизм». Современные литературоведы считают, что эти произведения предвосхитили появление стиля фэнтези. Кстати, и автор «Властелина колец» Джон Тол- киен, и создатель «Хроник Нарнии» Клайв Льюис призна- вали, что романы-сказки Морриса оказали на них значи- тельное влияние. Большим успехом у современников пользовалось и другое начинание замечательного мастера (увы, послед- нее в его жизни). Моррис, всюжизнь восхищавшийся кра- сотой и изяществом средневековых манускриптов и пер- вых печатных книг, решил возродить прежнее искусство их оформления. Его частная типография выпустила более полусотни великолепных томов, над дизайном которых работал он сам. Стоили они очень дорого, но их популяр- ность способствовала повышению качества продукции других книгоиздателей. Моррис не был одинок, у него были преданные друзья, некоторых он знал еще с юности, однако в семейной жизни счастья по-прежнему не было. Отчуждение, кото- рое годами существовало между ним и Джейн, не стано- вилось меньше. В 1884 году в салоне своей приятельницы графини Карлайл Джейн познакомилась с поэтом Уилф- ридом Блантом. Вскоре они стали любовниками. Их от- ношения продолжались вплоть до смерти Бланта в 1894 году. По мнению друзей Морриса, эта связь не была для него тайной. К началу 1890-х здоровье Морриса стало сдавать. Обострились хронические заболевания. Он постепенно слабел. Уильям Моррис скончался 4 октября 1896 года и был похоронен в Кельмскотте на кладбище церкви Святого Георгия. Причиной смерти был объявлен туберкулез. Од- нако семейный доктор поставил свой диагноз: «Болезнь называется просто Уильям Моррис, всю жизнь работав- ший за десятерых». Морриса нет уже больше ста двадцати лет. В наши дни мало кто читает его поэмы и романы, приводившие в вос- торг викторианскую Англию. Более чем скромным счита- ется сегодня и вклад Морриса в развитие социалистиче- ского движения в Британии. Зато слава Уильяма Мор- риса-дизайнера не только не потускнела, но, напротив, приобрела новый блеск. Его обои и гобелены до сих пор в моде. Для целых поколений он создал новый простран- ственный идеал жилища, ввел моду на внутреннее убран- ство домов, вытеснившую все остальные модные тенден- ции. И эпитафия, которую он заслужил, вполне могла бы звучать так: «Этот человек пытался изменить вкусы сво- его времени, и ему это почти удалось». О!

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==