№ 76 / Весна 2020
OPEN №76 2020 8 Мишель Уэльбек. Серотонин: Роман /Пер. с фр. — М.: Корпус. Знаменитый автор «Элементарных частиц», «Платформы» и «Покорности» в романе «Серотонин» раз- мышляет о счастье, его реальности, доступности и невозможности. Герою «Серотонина» под пятьдесят, к слову, автору на десять с лишним лет больше. Он, как и все герои Уэльбека, переживает личностный кризис. В первую очередь кризис мужской состоятельности. Расставшись с очередной молодой любов- ницей, сексуальной японкой, он начинает ревизию «прошлых любовей». Женщин, с которыми «секс не повод для знакомства», множество, а тех, с кем «чувства и отношения» — хватит пальцев одной руки. Путешествие в прошлое начинается с визита к доктору. «У меня создалось впечатление, что вы просто- напросто умираете от тоски, — говорит он. — У вас стресс, чудовищный стресс, что-то вроде эмоцио- нального выгорания при полном бездействии, вы словно тлеете изнутри». И выписывает рецепт на пре- парат с обратным захватом серотонина. «Таблетка счастья» делает обыденное существование сносным, меняет отношение, не больше. При этом счастье было, по классику, так близко, так возможно… Зная Уэльбека, понятно, что хеппи-энда не предвидится. Эдвард Кэри. Кроха: Роман/Пер. с англ. — М.: ЭКСМО. Она родилась крохотной, размером с два маменькиных кулачка, сложенных вместе, потому и Крошка. «Не жилица, — говорила повитуха восемнадцатилетней роженице, — до утра не доживет». Крошка ока- залась упрямой. Она вопреки предсказаниям дожила сначала до утра, потом до вечера и только когда исполнилось восемьдесят девять, честно сказала себе, что до девяноста жить не собирается. Кроме не- великого роста природа наделила ее крупным носом — в матушку, и выразительным волевым подбо- родком, немного вздернутым кверху, — в папеньку. Так себе наследство, но это не так уж важно. Важно, что матушка дала в качестве букваря Библию и научила главным женским добродетелям — аккуратно- сти, усердию, практичности, искусству всегда быть полезной. Остальное уже ее собственные заслуги — железная воля, отважная живучесть, предпринимательские способности, тонкое понимание человече- ской психологии. Иначе бы дочь швейцарки Анны-Марии Вальтнер и эльзасского офицера Йозефа-Ге- орга Гросхольца не вошла в историю. Нашу Крошку звали Мария Гросхольц, от мужа она получила фамилию Тюссо. Да-да, это она, та самая легендарная мадам, маленькая женщина, прокладывавшая дорогу в жизни носом и подбородком. Папенька вернулся с Семилетней войны изувеченным и долго не протянул, матушка стала экономкой в доме доктора Филиппа Вильгельма Куртиуса, державшего мастерскую, наполненную удивительными жутковатыми вещами, место которым скорее в анатомическом театре, чем в доме почтенного горожа- нина. Но бизнес есть бизнес, а доктор свое странное дело еще и любил. Без помощника ему становилось трудно, и тут выяснилось, что любознательной Крошке эти его странные «вещицы» тоже нравятся. Так у доктора и появилась идеальная помощница… Роман Эдварда Кэри заслуживает особого внимания хотя бы потому, что автор изучил все доступные материалы, вник в тонкости процесса создания восковых фигур, консультировался со специалистами и знатоками. Он уверяет, что позволил себе досочинить только те фрагменты биографии мадам Тюссо, которые документально не зафиксированы. Роман напи- сан от первого лица, о своей необычной судьбе рассказывает сама Крошка, обладательница двух ред- ких талантов — создавать из воска почти живых людей и понимать, каких зрелищ жаждет публика. Джейн Маунт. Booklover. Иллюстрированный путеводитель по самым лучшим в мире книгам/Пер с англ. — М.: Бомбора. Оригинальный проект Booklover начался с того, что Джейн Маунт, получив степень по антропологии и немного поработав в художественной школе, решила заняться рисованием. На жизнь она зарабатывала другим способом, а это — для души. И первыми на ее рисунках появились книги, детально прорисован- ные корешки и обложки. С именами авторов, названиями и узнаваемым дизайном. Надо же было с чего-то начать, а книги с детства были ее страстью. Рисунки вызвали интерес, их начали покупать. Осо- бенно популярными оказались «Идеальные полки» — Джейн беседовала с заказчиком, выясняла, какие книги он больше всего любит, и уникальная подборка конкретного человека становилась законченной композицией. Такая вот фишка. С 2008 года Маунт нарисовала больше тысячи «Идеальных полок» — 15 тыс. корешков. Из этого вроде бы простенького замысла появилась идея книги. В ней — книжный мир в разных проявлениях: необычные книжные магазины и клубы, рабочие кабинеты писателей и удиви- тельные библиотеки, а также целая вселенная вымышленных планет, книги, по которым получились от- личные фильмы, любимые животные классиков. И несколько десятков подборок книг, собранных по темам, жанрам и эпохам. Иллюстрированные издания для детей и лучшие британские романы ХХ сто- летия, романтические истории, антиутопии и семейные эпопеи, эссе, биографии, рассказы, фэнтези и детективы, киберпанк и романы миллениума… Топ-10 «Бестселлеры всех времен», составленный из «надежных независимых источников», открывает «Дон Кихот» (более 500 млн копий), за ним следуют «Маленький принц», «Повесть о двух городах», «Алхимик», «Гарри Поттер», «Хоббит», «Десять негри- тят», замыкают десятку «Алиса в Стране чудес» и «Хроники Нарнии». Подготовила Клариса ПУЛЬСОН КНИГИ
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==