№ 77 / Весна-Лето 2021

OPEN №77 2021 6 «Близкие друзья» / Театр «Сатирикон» Спектакль «Сатирикона» по повести Евгения Водолазкина длится меньше двух часов, но охватывает большую сложную жизнь. В начале героям лет по двенадцать. Закадычные дру- зья мюнхенцы Эрнестина (Алена Разживина), Ральф (Даниил Пугаев) и Ханс (Ярослав Медве- дев) беззаботно играют и всерьез клянутся никогда не расставаться. Позже война разбивает детскую клятву — Ханс погибает в жестоком бою на русском фронте. В финале повествования дожившие до старости Ральф и Эрнестина приезжают в Россию посмотреть на места былых сражений. Пытаются возродить точку невозврата, отнявшую близкого человека. Спектакль молодого режиссера Сергея Сотникова рассказывает о том, что никто не хотел воевать. О мире, торжествующем на земле, несмотря ни на что. В сценографии художницы Марфы Гудковой много трав, цветов, веток деревьев. Даже фонари похожи на одуванчики. Вечно возрождающаяся природа сильнее смерти. Как любовь и верность друзей, еще в детстве ре- шивших быть вместе. «Буратино» / Малый театр Руководитель Малого театра Юрий Соломин поставил богатый и праздничный спектакль для детей. На большой сцене выстроен сказочный городок (художник Мария Рыбасова). Улочки из ярких домиков поворачиваются, уступая дорогу фургону зловещего Карабаса-Барабаса (Александр Клюквин). Следом бредут настоящие музыканты, играющие чарующую мелодию (композитор Григорий Гоберник). Соблазн Буратино (Владимир Тяптушкин), продавшего «Аз- буку» ради кукольного представления, вполне понятен. Он рвется к театральным чудесам и приключениям, и они развиваются во всей полноте. Зрелищные декорации дополняют искус- ные видеопроекции (режиссер анимации Борис Коршунов). Растет дерево с золотыми моне- тами вместо листьев. Мудрая черепаха Тортилла (Галина Микшун) всплывает на поверхность пруда, переливающуюся изумрудными бликами. Золотой ключик открывает дверцу в завет- ную страну, где все танцуют и поют… После такого спектакля юные зрители, несомненно, за- хотят прийти в театр снова и снова. «Войцек» / Театр им. Евг. Вахтангова Режиссер Хуго Эрикссен увидел в пьесе Георга Бюхнера концентрацию мрака. И поставил в Вахтанговском театре спектакль о попрании света. Безответный, мягкий, смиренный и чис­ тый Войцек (Максим Севриновский) — ясный лучик в царстве тьмы. Вокруг — тупая солдатня, унижающая его достоинство. Единственное утешение и опора — нежная любовь к жене Марии (Ася Домская). Ее измена с блестящим тамбурмажором (Павел Юдин) переворачивает и пу- тает сознание Войцека. Та, которую он боготворил, вязнет в грехе. Потрясение подрывает смысл существования — уже незачем жить ни ей, ни ему. Действие пьесы перенесено из XIX века в 20-е годы века XX. Время между двумя мировыми войнами пасмурно и жестоко. «Молли Суини» / «Мастерская Петра Фоменко» На сцене «Мастерской Петра Фоменко» три актера — Анатолий Горячев, играющий доктора мистера Райса, Полина Кутепова в образе его паци- ентки слепой Молли Суини и Юрий Буторин, представляющий ее мужа Фрэнка Суини. Персонажи редко взаимодействуют друг с другом, хотя друг о друге постоянно рассказывают. И, конечно, много говорят о себе. Театральные прожектора высвечивают то один, то второй, то третий круп- ные планы. Монологи превращаются в трио. В пьесе Брайана Фрила много психоаналитики и неутешительных выводов о повседневной реальности. Пока Молли была слепа, ее мир был глубок и мудр. Когда прозрела после операции, все вокруг оказалось грубее и проще, чем представлялось. Рез- кая перемена обрушила непосильное испытание на мозг пациентки. Ре- жиссер-постановщик Иван Поповски придумал к своему спектаклю мятые черные программки — еще один символ назойливого вторжения в закры- тый внутренний мир хрупкой личности. Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА ТЕАТР

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==