№ 78 / Осень-Зима 2021-22

OPEN №78 2021–2022 6 «Маленький господин Фридеман» / МТЮЗ Новелла Томаса Манна повествует о трогательном горбуне, тонко чувствующем и рани- мом. Несмотря на увечье, у него было все, что нужно для спокойного счастья — фамиль- ный дом, заботливые сестры, успешное коммерческое дело, любимая скрипка, множе- ство книг, театр, музыка и умение радоваться малейшим проявлениям жизни. Таким играет Фридемана по-детски открытый Дмитрий Агафонов. Чуткий ко всему, что проис- ходит вокруг, излучающий свет и добро. Тем сокрушительней буря, внезапно разорвав- шая милую маленькую жизнь. Гибельное чувство к гордой Герде фон Риннлинген (По- лина Одинцова) парализует волю калеки. Самоуверенная красавица надменно притяги- вает его к себе, порабощает и упивается своей женской властью. Режиссер Андрей Горбунов погрузился в подробный психоанализ в малом пространстве сцены во флигеле МТЮЗа. Волнующие душевные проявления героев возникают, развиваются и гаснут со- всем близко от зрительских глаз. «Школа жен» / Театр им. Вл. Маяковского Миндаугас Карбаускис поставил умный и стильный спектакль. Поучительная комедия Мо- льера о самомнении дается в едком переводе Дмитрия Быкова. Задеваются и отдельные общественные темы, но в основном речь идет не о социальных, а о личностных пробле- мах. Анатолий Лобоцкий играет господина Арнольфа — состоятельного, статного и эле- гантного, несмотря на солидный возраст. Характер героя портит только один изъян — ма- ниакальная боязнь супружеской измены. Кажется, ревнивец основательно подготовился к тому, чтобы ее избежать — воспитал в смирении наивную простушку Агнессу (Наталья Па- лагушкина) и собрался на ней жениться. Тем не менее Арнольф терпит позорное фиаско: искусная притворщица уже в начале пьесы встречается с молодым и пылким дружком Орасом (Станислав Кардашев). Беду обманутого Арнольфа отягощает его страстная влю- бленность в неверную воспитанницу. Лобоцкий передает сложные, напряженные пережи- вания своего героя, справедливо считая, что людские заблуждения достойны не осмея- ния, а сочувствия. «Москва, Черемушки» / Большой театр. Камерная сцена им. Б. А. Покровского В музыкальной комедии Дмитрия Шостаковича много счастья созидательного труда, ис- кренней влюбленности людей друг в друга, дружелюбного единения соседей и радостных надежд. Хотя слышна и тревога неизбежной катастрофы. На сцене она не случится, финал истории более чем благополучен. Но сколько варварской наглости в знаменитом галопе, с ударной силой претендующем на кульминацию! Под галоп новоселы мчатся на грузовике в только что отстроенные хрущевки. Новая реальность резко ломает старую жизнь, старую Москву, старую культуру. Горькая печаль об утраченном прошлом врывается в легкий, ув- лекательный, веселый спектакль, поставленный режиссером Иваном Поповски на камер- ной сцене Большого театра. Время от времени среди активных персонажей появляется безмолвный человек в клетчатом пальто, немного похожий на Шостаковича. В его движе- ниях и мимике — ужас от происходящего. Но общее ликование и яркий свет быстро сме- тают мрачное видение. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» / Московский театр кукол Режиссер Наталья Пахомова и художница Евгения Шахотько углубились в многослойные смыслы пушкинской сказки. Прихотливое, изменчивое пространство спектакля полно не- ожиданностей. Сцена задрапирована полотнищами сине-голубого цвета с набрызгами красного. Из той же ткани — костюмы актеров, эмоционально играющих с куклами в руках. Слои и складки материи оживают в лучах прожекторов, превращаются то в глубо- кую пещеру, то в лабиринт. «Семь торговых городов да сто сорок теремов» перемеща- ются вместе со своими обитателями — у каждой сказочной особы свой терем с затейли- вой рамой окошка. Злобная мачеха, изломанная в нервных зигзагах — ни дать ни взять языческая колдунья. Ее вещее зеркальце — пятно света на зловещей тени. Но от бед нежную молодую царевну надежно хранят богатыри, сделанные в виде больших щитов. Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА ТЕАТР

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==