№ 79 / Осень-Зима 2022-23

классик OPEN №79 2022–2023 40 пользовавшемся дурной славой из-за множества располо- женных там борделей. Преступления, пьянство, разврат, царившие вокруг, производили тягостное впечатление на подростка. В четырнадцать лет Иоганнес заканчивает местное ре- альное училище и начинает выступать с концертами из произведений Бетховена, Шуберта, Вебера, Мендельсона и удостаивается хвалебных отзывов в прессе. К этому же времени относятся и первые серьезные композиторские опыты Брамса. К двадцати годам он уже является автором нескольких сонат, трио, квартетов. Особенно хороши были песни. «Сочинял я все время, — вспоминал компози- тор. — Самые лучшие песни приходили мне в голову, когда я по утрам чистил свои ботинки». знакомство с шуманом В сентябре 1853 года в жизни Брамса произошло со- бытие, которое в немалой степени определило его даль- нейшую судьбу. В Дюссельдорфе он познакомился с вели- ким Шуманом. Маститый маэстро высоко оценил дар мо- лодого коллеги. На следующий день после встречи Роберт Шуман записал в дневнике: «Был Брамс. Гений! Это тот, кто должен был явиться!» Не меньшее впечатление Ио- ганнес произвел на жену Шумана, Клару, известную пиа- нистку, женщину красивую и утонченную. Вскоре в самом уважаемом издании Германии — «Новом музыкальном журнале» появилась восторженная статья Шумана, по- священная юному гению. Статья принесла начинающему композитору известность и самое пристальное внимание всего немецкого музыкального мира. Иоганнес был при- нят в семье Шумана не только как ученик, но и как сын. Ничто не предвещало беды. Однако в феврале 1854 года уШумана обострилась ду- шевная болезнь. В припадке умопомрачения композитор бросился в Рейн. Его спасли, Шуман был помещен в лечеб- ницу близ Бонна, где провел два года вплоть до своей смерти. Супруга маэстро, ожидавшая ребенка, была в от- чаянии. Брамс, находившийся в Гамбурге, поспешил в Дюссельдорф, чтобы помочь женщине, которую глубоко уважал. Клару не пускали к мужу, чтобы не волновать его, и Иоганнес регулярно навещал друга. Из-за болезни Шумана материальное положение его семьи оказалось угрожающим. Перед Кларой встала не- обходимость возобновить концертную деятельность, столь успешно начавшуюся для нее в детстве и юности, но после замужества сошедшую на нет. То, что ей удалось в кратчайший срок вернуть себе положение в музыкальном мире, свидетельствует о ее исключительном таланте и энергии. Брамс, находившийся рядом с Кларой, целиком посвятил себя задаче стать опорой ей и детям. Клара — красивая, обаятельная женщина — была на четырнадцать лет старше Брамса. В душе композитора разгорался трагический конфликт между все сильнее про- являющейся любовью и твердым намерением сохранить верность другу и благодетелю. Сдержанность только уве- личивала страсть. Незадолго до смертиШумана в письмах Брамса прорывается поток ничем не сдерживаемых чувств, и он признается: «Любимая Клара, хочу написать, как нежно я люблю тебя, как страстно желаю!» Некото- рые биографы полагают, что их роман был платониче- ским, другие считают, что физическая близость все-таки имела место. Высказывается даже предположение, будто Брамс мог быть отцом последнего, седьмого ребенка Клары, Филиппа… РобертШуман скончался в конце июля 1856 года. И тут случилось то, во что трудно поверить. Иоганнес и Клара расстаются. Расстаются после двух лет, проведенных рядом друг с другом, после всех клятв и уверений в любви со стороны Иоганнеса. О причинах и обстоятельствах этого разрыва не сохранилось никаких документальных свидетельств, однако, скорее всего, его инициатором был Брамс. По крайней мере так считала дочь Клары, Евгения, которая пишет об этом в своих воспоминаниях. Клара переезжает в Берлин. Брамс возвращается в Гамбург. Внешне их отношения не теряют прежней сер- дечности. Они видятся, переписываются, помогают друг другу. придворный музыкант Благодаря рекомендации Клары Брамс получает место в Детмольде при дворе курфюрста. В его обязанности вхо- дило обучение игре на фортепиано одной из принцесс, руководство хором, почти целиком состоявшем из титу- лованных особ, и музицирование на придворных вечерах. Работа в Детмольде не доставляла Иоганнесу удоволь- ствия. Брамс не годился в придворные. Впрочем, он про- водит во дворце лишь три зимних месяца два года подряд. Остальное время живет в Гамбурге, работая с неистовой энергией. Он пишет одну вещь за другой — камерные, фортепианные, вокальные сочинения, первые оркестро- вые опыты и, наконец, главное произведение этого пери- ода —монументальный фортепианный концерт ре минор. Увы, его первое исполнение в Лейпциге в начале 1859 года успеха молодому композитору не принесло. Брамс надеялся, что известность, которая у него уже была, поможет получить постоянное место работы в род- ном Гамбурге. Однако городские власти так и не предло- жили ему пост руководителя филармонического орке- стра, о котором Брамс мечтал. Композитор был глубоко уязвлен. Эта обида стала одной из причин, по которой Брамс решил покинуть родину. венские вальсы Когда Брамс в сентябре 1862 года впервые приехал в Вену, его восторгу не было предела. Привезенные компо-

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==