№ 79 / Осень-Зима 2022-23

классик СОДИС 41 зитором произведения вызывают восхищение у местных музыкантов. Брамс очарован красотой города, его легкой атмосферой, дешевизной ресторанов и кафе, огромной врожденной музыкальностью народа, всегда готового слушать и воспринимать музыку. Иоганнеса очень при- влекали народные песни, духовая музыка в Пратере, а также славянские и венгерские мотивы, которые он потом использовал в своих «Венгерских танцах» и вальсах. Летом 1864 года Брамс ненадолго приезжает в Гам- бург. Отношения между родителями ухудшились, и вскоре дело дошло до окончательного разрыва. Иоганнес подыскал для матери и сестры квартиру, помогая им ма- териально и всячески поддерживая. В начале февраля 1865 года мать скончалась от инсульта. Композитор очень тяжело переживал потерю. Преодолеть скорбь помогало творчество. В это время у него появляется план написания «Немецкого реквиема». Это произведение скорее даже не реквием, а траурная музыка самого волнующего свойства. Отобранные и скомпонованные Брамсом тексты из Вет- хого и Нового заветов напоминают о смертности человека и призывают к утешению и возвышению. Композитор за- кончил последнюю часть реквиема только в 1868 году и написал на титульном листе: «В память матери». Первое исполнение этого сочинения состоялось в соборе Бремена 10 апреля 1868 года в Страстную пятницу и потрясло слу- шателей… В марте 1867 года состоялась свадьба отца компози- тора с Каролиной Шнак, с которой Иоганнес поддержи- вал добрые отношения. Уже в июле он пригласил отца в Вену, и они вместе любовались красотами города, совер- шая также удивительно приятные загородные прогулки. Брамс обожал природу. Произведения свои он охот- нее всего сочинял во время прогулок, мысленно, не делая даже набросков. О том, как он вел себя в момент творче- ских озарений, свидетельствовал один из его друзей. Од- нажды, подойдя к дверям квартиры композитора, он ус- лышал фортепианную игру, но к музыке примешивались посторонние звуки, напоминавшие собачий вой. Друг уди- вился — у Брамса не было пса. Приоткрыв дверь, он от- прянул — взлохмаченный Брамс импровизировал на рояле, оглашая комнату душераздирающими воплями, слезы текли по его лицу. Тридцатилетний Брамс выглядел гораздо моложе своих лет. Друзья любили вспоминать, как однажды в Баден-Бадене Иоганнеса не пустили в казино, приняв за несовершеннолетнего. Однако уже к середине 1870-х внешность композитора сильно изменилась. Фигура при- обрела осанистость. Густая окладистая борода прида- вала вид внушительный. Великолепный цвет лица свиде- тельствовал о цветущем здоровье, которым Брамс очень гордился. В образе жизни композитора уже определился довольно устойчивый распорядок. Начало года, с января по апрель, он проводил в концертных поездках, высту- пая как пианист и дирижер, главным образом со своими сочинениями. Путь его в таких турне лежал прежде всего в Германию, но нередко еще и в Голландию и Швейца- рию. Доходов от этой деятельности было более чем до- статочно, чтобы покрыть все расходы на себя и оказы- вать к тому же весьма существенную поддержку родне в Гамбурге. Его сильно возросшие гонорары, к которым он почти не прикасался, сложились в солидный капитал. Лето, которое Брамс в течение многих лет проводил в Баден-Бадене, а затем предпочтительно в Австрийских или Швейцарских Альпах, было полностью отдано ком- позиторской работе. Иногда весной он предпринимал поездки в Италию — страну, бывшую для него предме- том романтической любви. Осень и первая половина зимы посвящались технической доработке и наблюде- нию за прохождением в печати произведений, написан- ных летом. В Вене Брамс жил в скромной, но уютной трехкомнат- ной квартире, порядок в которой поддерживался надеж- ным попечением его домохозяйки, почтенной фрау Трукса. Композитор питал слабость к Пратеру, причем не только к его роскошным лужайкам и полянам, но и к про- стонародному Вурстельпратеру — «Колбасному Пра- теру» с его балаганами, тирами, каруселями. Брамс был завсегдатаем расположенных в Пратере кафе, а также «Чарды», где играл цыганский оркестр. День компози- тора начинался с утреннего кофе, который он варил сам. Обедал, если не получал приглашение, всегда в одном и том же кафе —«У красного ежа». Обычно Брамс выпивал не менее двух кружек пива и несколько бокалов вина для улучшения аппетита. Иоганнес умел дружить, и среди его друзей было не- мало замечательных музыкантов. Очень теплые отноше- ния установились у Брамса с Иоганном Штраусом. Брамс искренне восхищался музыкой «короля вальсов». Когда падчерица Штрауса Алиса фон Мейснер попросила К двадцати годам он уже является автором нескольких сонат, трио, квартетов. Особенно хороши были песни. «Самые лучшие песни приходили мне в голову, когда я по утрам чистил свои ботинки»

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==