№ 79 / Осень-Зима 2022-23

классик OPEN №79 2022–2023 42 Брамса сделать надпись на ее веере, пестрящем автогра- фами, он написал первые такты знаменитого вальса Штрауса «На прекрасном голубом Дунае», сопроводив их словами «К сожалению, не Иоганнеса Брамса». вокруг алтаря Брамс отнюдь не был женоненавистником и охотно поддавался чувствам. В то же время его поведение по от- ношению к представительницам прекрасного пола оку- тано завесой загадочности. Он мог ухаживать за женщи- ной, испытывать к ней страстное и искреннее чувство, но брак почему-то страшил композитора, и в самый послед- ний момент он разрывал отношения. Всего через два года после разрыва с Кларой Шуман возникает ситуация, когда Брамс оказывается чуть ли не у самого алтаря. Дочь геттингенского профессора красавица и умница Агата фон Зибольд сумела довести дело до помолвки и обмена кольцами. Как раз в это время оказавшаяся в Геттингене Клара, увидев влюбленного Иоганнеса, горько обижен- ная, поспешно покинула город… Роман молодого композитора вызвал массу пересудов в местном обществе, которые многократно усилились после того, как стало известно, что Брамс расторг по- молвку. В последнем письме Агате он писал: «Я люблю тебя! Я должен увидеть тебя! Но я не могу носить оковы!» Год спустя успокоившаяся Клара даже упрекает Ио- ганнеса в «легкомысленном отношении к чувствам бедной девочки». Впрочем, позднее Агата счастливо вышла замуж. А Брамс больше никогда не виделся с ней. Вскоре после истории с Агатой он вновь влюбляется. На этот раз ему вскружила голову девушка из Вены, некая Берта Порубашки. Познакомились они еще в Гамбурге, где Берта пела в хоре, которым руководил Иоганнес. Не- известно, при каких обстоятельствах они расстались, но позднее девушка вышла замуж за богатого фабриканта Артура Фабера, одного из наиболее преданных друзей Брамса. В последующие годы в доме Фаберов к Иоганнесу всегда относились с большой теплотой. В 1869 году еще молодой композитор влюбляется в прелестную дочь Клары Шуман, Жюли. Он открыто не выказывал свои чувства, но когда девушка неожиданно вышла замуж, Брамс впал в депрессию. Через несколько дней после венчания он подарил новобрачной свою «Рап- содию для альта»… В январе 1874 года Брамс выступал с концертом в Лейпциге, где встретил бывшую ученицу, баронессу Эли- забет фон Штокхаузен из Вены. Десять лет назад он вне- запно перестал заниматься с ней из боязни «наделать глупостей». Элизабет уже давно была замужем за ком- позитором Генрихом фон Герцогенбергом, которого Брамс искренне уважал и ценил. Теперь Иоганнес без боязни за свою свободу и независимость мог снова влю- биться, но эта любовь носила платонический характер. Элизабет, необычайно тонко понимавшая музыку, стала преданным другом композитора и его советчицей в делах творчества… Брамсу исполнилось пятьдесят, когда в Германии, в Висбадене на берегах Рейна, он увлекся певицей Герми- ной Шпис. «Рейнская дева», как называли ее, обладала теплым глубоким голосом, звучание которого заворажи- вало Брамса. Без сомнения, и сама двадцатишестилетняя красавица произвела впечатление на композитора. Но, как всегда, он боялся «натворить глупостей»… Безбрачие Брамса тревожило даже КларуШуман: «Создай поскорее собственную семью. Женись в Вене на какой-нибудь со- стоятельной девушке и, глядишь, ты и сам повеселеешь… и полюбишь жизнь новой любовью». Правда, это письмо относилось к концу 1860-х годов, но Иоганнес и позднее не собирался внять дружескому совету. У него были соб- ственные твердые убеждения. Композитор любил повто- рять: «Я, к сожалению, никогда не был женат и, слава Богу, до сих пор не женат». При этом Брамс был человеком темпераментным, и некоторые биографы полагают, что композитору прихо- дилось довольно часто общаться с так называемыми да- мами полусвета. Еще юношей он едва ли не каждый вечер играл в злачных заведениях портового квартала Гам- бурга, где собирались именно такие дамы. Однажды, по свидетельству приятеля Брамса, когда он с друзьями сидел в ресторане, дверь распахнулась, и в заведение вошла изрядно навеселе известная дама полусвета. Уви- дев Брамса, она крикнула: «Профессор, ну-ка, поиграй нам, а мы потанцуем!» К огромному удивлению всех, Брамс поднялся и, сев за расстроенное пианино, начал лихо играть танцевальные мелодии. Почти целый час гости могли использовать уникальный шанс потанцевать под аккомпанемент знаменитого маэстро. Только позже друзья узнали, что в ту ночь Брамс играл музыку ранних 1850-х, которую не раз исполнял в кабачках и дансингах Гамбурга. ненаписанная опера Брамс прежде всего был большим художником. Поэ- тому, рассуждая о своем безбрачии, он часто сравнивал его со своим единственным разочарованием в творчестве. Ему были подвластны все жанры классической музыки, кроме одного. Он так и не создал оперы, хотя очень хотел. История взаимоотношений Брамса и оперы — один из главных «тайных недугов» композитора. В зрелые годы он постоянно возвращался к этой идее. Много было пред- ложений, планов, замыслов. В поисках сюжета Брамс об- ращался к многим известным писателям, в том числе и к Ивану Сергеевичу Тургеневу. В гостеприимном баден-ба- денском доме Полины Виардо часто устраивались вечера импровизированных рассказов. Здесь всегда первенство- вал Тургенев. На сюжет одного из таких рассказов Ви-

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==