№ 79 / Осень-Зима 2022-23

классик СОДИС 43 ардо сочинила «оперу», разыгранную гостями. Брамс иногда аккомпанировал во время таких спектаклей. Од- нако предложенная Тургеневым история про «американ- скую дуэль» не пришлась ему по вкусу. В конце концов Брамс объявил друзьям: «Об опере и женитьбе больше ни слова». Не опере суждено было стать главным делом жизни композитора. Именно инструментальная музыка — орке- стровая и камерная — обеспечила Брамсу место среди самых выдающихся композиторов XIX века. После фено- менального успеха «Немецкого реквиема» в 1868-м Брамс в следующем году создает свои знаменитые «Венгерские танцы». Они были написаны для фортепиано, но стали так популярны, что в бесчисленных переложениях для всех мыслимых и немыслимых инструментов распространи- лись по всему миру. То было время жестокой борьбы между представите- лями так называемой веймарской школы, возглавляемой Листом и Вагнером, и лейпцигской школой, созданной Шуманом и Мендельсоном. Брамс решительно выступал на стороне своего старшего друга Шумана. После этого его отношения с Листом и Вагнером, прежде весьма дру- желюбные, резко ухудшились. Правда, Лист, со свой- ственным ему душевным благородством, не позволял себе выпадов против Брамса. Зато Вагнер преследовал его устно и в печати ядовитыми насмешками, злыми сарказ- мами, а в своем кругу приходил в ярость при одном упо- минании имени Брамса. Из-за нападок вагнерианцев Ио- ганнес замыкался в себе, характер его ожесточался. в зените славы Период от сорока трех до шестидесяти лет был для Брамса самым плодотворным. В 1876 году в Ганновере была исполнена его Первая симфония. Выдающийся ди- рижер Ганс фон Бюлов дал ей название «Десятая», объ- являя ее тем самым произведением, достойным стать за- конным наследником девяти бетховенских симфоний. В следующем году была написана Вторая симфония ре мажор. За ней последовали скрипичный концерт и много- численные произведения для скрипки и фортепиано. По- следняя, Четвертая симфония Брамса была сочинена в 1884–1885 годы. Брамс был в зените славы. Помимо дру- зей и почитателей специальные «брамсовские центры» заботились о том, чтобы лучше познакомить публику с его сочинениями. Симфонические, камерные, инструменталь- ные и вокальные сочинения Брамса исполняются повсе- местно, но особенно почитали его в Вене. С приближением старости характер маэстро делался все более тяжелым. Рассказывают, что, покидая одно общество, в котором он был впервые, Брамс попрощался следующими словами: «Если я забыл обидеть кого-ни- будь из присутствовавших, прошу меня за это извинить». Разящая острота его слов порой ранила даже друзей. Однако они знали, что в случае необходимости Брамс всегда готов прийти им на помощь. Тратя минимальные средства на собственные нужды, оставшиеся деньги он раздавал. Шло время, но, казалось, оно не властно над компози- тором. Брамс гордился своим отменным здоровьем. В ян- варе 1896 года на восторженное замечание приятельницы по поводу его цветущего вида композитор гордо заметил: «А чего вы хотите? Я еще ни разу в жизни не пропустил обед и не принял ни капли микстуры». В конце марта того же года у Клары Шуман, которой исполнилось семьдесят шесть лет, случился удар. Вскоре она скончалась…Из Бад-Ишля, где тогда отдыхал Брамс, он срочно поехал в Бонн на похороны, от волнения про- пустил пересадку на другой поезд и едва не опоздал… Переживания этой потери нашли отражение в «Хоралах». Рукопись последнего хорала «О мир, тебя я покидаю» да- тирована июнем 1896 года и является последним произ- ведением Брамса, его лебединой песней. Друзья и знакомые композитора были поражены пере- менами, происшедшими во внешности Брамса: всего за не- сколько месяцев он сильно постарел. Вскоре у него появи- лись признаки желтухи. По настоянию друзей Брамс об- ратился к врачам для консультации. Диагноз, увы, был неутешительным — рак печени. Болезнь быстро прогрес- сировала. 3 марта 1897 года, собрав последние силы, Брамс посетил концерт, на котором исполнялась его Чет- вертая симфония. Таких оваций зал филармонии еще не слышал. Венцы знали, что видят маэстро в последний раз. И он это знал. Беззвучные рыдания сотрясали его. Скон- чался Брамс 3 апреля и был похоронен в Вене рядом с Бет- ховеном и Шубертом. В его родном Гамбурге в час погре- бения на всех находившихся в порту судах были приспу- щены флаги. В сентябре 2000 года бюст великого композитора был установлен в немецком пантеоне славы — мемориале «Валгалла». О! Ему были подвластны все жанры классической музыки, кроме одного. Он так и не создал оперы, хотя очень хотел

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==