№ 79 / Осень-Зима 2022-23

обратный отсчет OPEN №79 2022–2023 56 та упрямо отказывалась. До конца жизни Хичкок не мог простить себе, что не сумел проводить ее в последний путь. К началу пятидесятых годов Альфред стал одним из признанных мэтров Голливуда. Сниматься у него почи- тают за честь самые блестящие актеры — Генри Фонда, Кэри Грант, Лоуренс Оливье, Грегори Пек, Пол Ньюман, Клинт Иствуд, Шон Коннери. Ни с кем из них в приятель- ские отношения режиссер не вступал. Возможно, в их присутствии он испытывал неловкость из-за своей нека- зистой внешности. Что же касалось актрис, то единственной суперзвез- дой Голливуда, которая не пожелала сниматься у Хич- кока, была Грета Гарбо. Собственно говоря, против са- мого режиссера она ничего не имела. Просто Грете не понравилась роль, которая была предложена. Гарбо уже несколько лет не снималась и возвращаться к зрителям в образе коварной убийцы в фильме «Дело Парадайна» не захотела. На съемочной площадке, как мы уже говорили, Хичкок был диктатором и, по свидетельствам современников, от- носился с вниманием только к требованиям Марлен Ди- трих. Мэтр признавал ее разносторонние таланты и яркую индивидуальность. О том, что Дитрих было позволено многое, свидетельствует и контракт, заключенный с ней во время съемок фильма «Страх сцены». В одном из пунктов специально оговаривалось, что все туалеты актрисы должны быть сшиты у Кристиана Диора и после окончания съемок перейти в ее полную собственность. Впрочем, Хич- кок и тут вытребовал себе право «советовать» Марлен... княгиня монако Альфред всегда очень тепло отзывался о Грейс Келли. Он снял ее в трех фильмах и сильно переживал, когда в 1956 году, выйдя замуж за князяМонако Ренье III, актриса оставила кинематограф. Тем не менее режиссер надеялся, что Грейс когда-нибудь еще будет сниматься у него. Князь Ренье был категорически против продолжения карьеры жены. Поэтому в фильме «Птицы» (1962) Грейс сняться не смогла. Однако она сильно тосковала по кино, и супруг смягчился. Когда Хичкок заявил о планах работы над своим следующим фильмом «Марни», князь заверил его, что не будет возражать против участия в съемках Грейс. Но тут в дело вмешались граждане Монако. Они решительно не же- лали, чтобы их княгиня участвовала в любовных сценах голливудского триллера. Поднялась настоящая буря про- тестов. От съемок пришлось отказаться. Тем не менее Грейс и Хичкок сохранили дружеские отношения и впо- следствии не раз навещали друг друга. в поисках вдохновения История знает немало творцов, черпавших энергию из неразделенной любви. Мы можем смело причислить Аль- фреда Хичкока к их числу. Ему суждено было влюбляться в своих звезд и всю силу романтического безнадежного чувства вкладывать в создаваемые им шедевры. Ингрид Бергман— эту изумительную актрису и удиви- тельную женщину Хичкок боготворил. Впрочем, ей да- леко не всегда было легко работать с ним. Великий режис- сер часто раздражался и злился на то, что Ингрид «не замечает» его чувств. Стремясь как-то спасти свое стра- дающее самолюбие, он многие годы рассказывал знако- мым выдуманную от начала и до конца историю о том, как однажды после званого вечера в его доме Ингрид устро- ила истерику и отказалась уйти из его спальни до тех пор, пока он не согласился заняться с ней любовью. Хичкок понимал, что он не герой ее романа, и очень мучался. Как-то осенью 1961 года Альфред в коммерческом рекламном ролике увидел необычайно привлекательную блондинку. Звали ее Типпи Хедрен. Вскоре девушку при- гласили к мэтру, и тот сделал предложение — сняться в его новом фильме «Птицы», поскольку на участие Келли он уже не надеялся. Хедрен вполне устраивала работа мо- дели, но разве от предложения такого режиссера отказы- ваются? Хичкок заявил, что ей нужно немного попра- виться, и вскоре его шофер доставил к порогу квартиры Типпи два мешка картошки. Члены съемочной группы с первых дней поняли, что босс увлекся не на шутку. Хичкок заказал для Типпи не только огромный сценический гардероб, но и изыскан- ные туалеты дли личных нужд. У Хедрен не было ника- кого опыта, и Хичкок терпеливо репетировал с ней каж- дый эпизод по многу раз. Кульминацией фильма была сцена, в которой огромное количество птиц — ворон и чаек, влетев в комнату, где находится героиня, нападают на нее и терзают, пока она в ужасе и шоке не падает на пол. До начала съемок Типпи заверили, что будут ис- пользованы механические птицы, но затем Хичкок при- шел к выводу, что в этом случае сцена лишится есте- ственности. Кстати, дрессировщик долгое время работал с птицами, их было несколько сотен. Их приучали по знаку лететь в нужном направлении, садиться и парить над головами актеров. Съемочная площадка была заклю- чена в гигантскую клетку. Птицы, выпущенные служите- лями перед камерами, летали над Типпи, которая отби- валась от них с нарастающим отчаянием. Съемки про- должались больше недели. Хичкок-человек страдал, глядя на мучения актрисы, но Хичкок-режиссер был не- умолим и безжалостен. Ему казалось, что птицы слиш- ком быстро взлетают с тела лежавшей Типпи. Тогда ее туловище и ноги под одеждой обмотали резиновыми лентами. Сквозь крошечные отверстия в одежде были пропущены тонкие нейлоновые нити, к которым за лапы привязывали птиц, чтобы те не могли взлететь. Одна из чаек едва не выклевала актрисе глаз. С Типпи случилась истерика, но, в общем, она вела себя очень мужественно, заслужив восхищение коллег. Хичкок был от нее в вос-

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==