№ 79 / Осень-Зима 2022-23
OPEN №79 2022–2023 6 «Я — Сергей Образцов» / Театр кукол С. В. Образцова Воспоминания великого кукольника поставила его внучка, режиссер Екатерина Образ- цова. На главную роль пригласила Евгения Цыганова из «Мастерской П. Фоменко». Актер органично перевоплощается в разный возраст своего героя, от его имени вспоминает двадцатые, тридцатые, сороковые годы… Практически весь прошлый век. Рассказывает о ВХУТЕМАСе и МХАТе, о создании своего уникального театра, о войне, о репрессиях и о чувстве вины перед погибшими. Это и спектакль-биография, и экскурс в историю страны, и даже краткий курс по теории театра. Повествование сопровождают многочис- ленные кукольные эпизоды (художники спектакля — Сергей Алимов и Александра Да- шевская), в которых кого только нет: куклы изображают и Константина Станиславского, и Лидию Русланову, и Леонида Утесова, и персонажей знаменитого «Необыкновенного концерта», и, конечно же, самого Сергея Образцова. «Отец Сергий» / МТЮЗ Спектакль Камы Гинкаса строится на резких контрастах. Над скудной монашеской жизнью будто бы издевается мирской разгул. Тишину молитвы нарушают песни, пляски, возбуж- денное веселье. Соблазны и искушения испытывают духовную силу князя, ушедшего в монахи. Герой повести Льва Толстого проживает несколько десятилетий внутреннего перерождения, взрослеет и стареет. Но актер Максим Виноградов, играющий отца Сергия, не меняется внешне на протяжении всего действия. Он — вечный ученик, пытающийся по- стичь истину. И поэтому его наставник игумен Пафнутий (Игорь Ясулович) долго не ухо- дит со сцены, безмолвно переживая за своего подопечного. Наблюдает за ним с при- стальным вниманием. То поддерживает взглядом, то осуждает, то одобряет. Луч прожек- тора высвечивает мудрое лицо старца, кажущееся иконописным возле деревянных плачущих ангелов, воздетых на длинных шестах под самые колосники (художник Эмиль Капелюш). «Риголетто» / Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко «С одной стороны, музыка Верди — это бурлящее шампанское, с другой — перед нами насто- ящий триллер, детектив, хоррор, бандитская история», — признается режиссер Владимир Панков. В его разноплановом спектакле соединились разные виды искусства: опера, балет, кино и старинная итальянская комедия масок. У поющих героев есть танцующие двойники. Происходящее то и дело проецируется на экран в особом ракурсе: крупные планы акценти- руют силу эмоций обманутого шута Риголетто (Николоз Лагвилава), подчеркивают равноду- шие элегантного герцога (Сергей Кузьмин), вглядываются в переживания Джильды (Лилия Гайсина). Но зрелище на сцене, затейливо и богато оформленное художником Максимом Об- резковым, уносит историю далеко от печалей и невзгод. Еще чуть-чуть, и гибель несчастной Джильды покажется цирковым трюком. Но просветленная ария героини, возносящейся на не- беса, возвращает постановку к глубокому смыслу первоисточника. «Женитьба. Трагедия» / Театр на Таганке Пьесу Гоголя режиссер Андрей Гончаров воспринимает в мрачном свете. Вступление в брак он считает насилием над свободолюбивыми людьми независимо от времени, в ко- тором они живут. Для доказательства своей мысли постановщик совмещает две эпохи — наши современники отправляются на фантастической машине в прошлое, на 200 лет назад. Очутившись в обстоятельствах XIX века, герои спектакля не расстаются с манерами и привычками века XXI. Выглядят более категоричными и нервными по сравнению со сво- ими классическими прототипами. Тем не менее финал новой версии «Женитьбы» оказы- вается совсем не трагедийным. Подколесин (Олег Соколов) не исчезает бесследно, как у Гоголя. Незадачливый жених возрождается на фоне спальных многоэтажек с цветами в руках, предназначенными чудаковатой невесте Агафье Тихоновне (Надежда Флёрова). Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА ТЕАТР
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==