№ 80 / Весна-Лето 2023

классик СОДИС 45 дожеств. В знак протеста вместе с Василием Поленовым он вышел из состава академии. Несмотря на принципиальность, общественным деяте- лем Серов никогда не был. Когда его эмансипированная мать Валентина Семеновна призывала сына к активной работе на благо народа, Серов демонстрировал показную лень. В ответ на ее грозный крик «Так можно всю жизнь проспать!» отвечал: «Я уже сплю». Но обостренное чув- ство справедливости не раз заставляло его отстаивать свои принципы. Серов заступался за скульптора Анну Го- лубкину, лишенную мастерской за революционную дея- тельность. Отрекался от дружбы с Федором Шаляпиным за его коленопреклонение в «Борисе Годунове» перед царской ложей. Просил Николая II разобраться с делом несправедливо арестованного Саввы Мамонтова. И к самому себе художник был взыскателен и строг. Будучи признанным мастером, преподавателем Москов- ского училища живописи, ваяния и зодчества, Серов часто садился писать этюды вместе со своими студентами. Учился всю жизнь. последний год 1911 год был для Валентина Александровича на ред- кость насыщенным. В январе он участвовал в московской выставке «Мира искусства». В апреле и мае жил с женой в Риме. Там, на Международной художественной вы- ставке, его картины экспонировались в отдельном зале и имели огромный успех. «Если уж короновать кого-либо на Капитолии за нынешнюю выставку, то именно его и только его!» — восклицал Александр Бенуа. Европейское путешествие Серова продолжилось во Флоренции, потом в Париже. Художник ощущал себя легкомысленным мальчишкой на каникулах, будто скинул тяжелый психо- логический груз. Каждый день с розой в руках или даже в зубах, никуда не торопясь, на медлительном извозчике направлялся он в музеи и галереи. Отдых чередовался с работой. Ателье русских художников располагалось в бывшей церкви Chapelle при монастыре Sacre Coeur. Серову до- сталась молельная зала. Здесь вместе со своими родствен- никами и коллегами Ниной Симонович-Ефимовой и Ива- ном Ефимовым он в бешеном темпе заканчивал роспись занавеса к балету «Шехеразада». Сергей Дягилев, для антрепризы которого предназначалась работа, исчез, не предоставив ни денег, ни обещанных холстов, кистей и красок. Все пришлось закупать за свой счет и во что бы то ни стало спасать положение. Несмотря на напряжение, Серову работалось легко. Еще не остыли воспоминания о парижском триумфе «Русских сезонов» 1909 года, когда горожане срывали на память с тумб афиши с нарисован- ной им Анной Павловой… Годом ранее в том же ателье La Chapelle Серов напи- сал портрет Иды Рубинштейн, звезды дягилевской труппы — самое неожиданное и спорное свое произведе- ние. Как только его не ругали! Даже горячо любивший ученика Илья Ефимович Репин обозвал картину гальвани- зированным трупом. Но самые чуткие ценители искусства увидели в трагическом изломе обнаженного тела танцов- щицы новую грань в творчестве Серова. Валентин Александрович слыл великим молчальни- ком, посторонним казался угрюмым, нелюдимым. И только близкие знали художника раскованным, ожив- ленным, смешливым, ценили его тонкие шутки, умение метким и точным словом прекратить спор, разрядить на- пряженную обстановку. Знали, что в его автошаржах «Скучный Серов», «Злой Серов» больше самокритики, чем правды. Но молчаливость и замкнутость были необхо- димы самоуглубленной натуре, охраняли от эмоциональ- ного растрачивания по пустякам. В последние месяцы жизни Серов резко преобразился. Стал часто бывать в театрах, на концертах, участвовать в литературно-художественных вечерах, выступать на пу- бличных обсуждениях, собраниях. Как будто, предчув- ствуя близкую кончину, торопился схватить от жизни как можно больше. Конца ничто не предвещало. Вечером он живо обсуж- дал с закадычным другом Ильей Остроуховым последние впечатления и дела Третьяковской галереи. Днем соби- рался продолжить портрет княгини Щербатовой… Перед назначенным сеансом 21 ноября 1911 года в кня- жеской приемной раздался телефонный звонок: «Папа извиняется, он сегодня не сможет прийти. Папа умер», — еле промолвил Юра, сын Валентина Александровича. В 1914 году в Петербурге и Москве состоялись по- смертные выставки картин Валентина Серова. Среди гостей был Николай II с семьей. Публика изумлялась, как много сделано художником, прожившим всего 46 лет. О! К портретам Серов подходил как режиссер. Если характеры были ему не интересны, за работу не брался, сколько бы денег ни предлагали

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==