№ 80 / Весна-Лето 2023

OPEN №80 2023 6 «Играем Шекспира» / Театр кукол им. С. В. Образцова Художник и режиссер Виктор Никоненко сложил в театральный коллаж фрагменты зна- менитых пьес Шекспира. Драматург Сергей Плотов добавил к нему сценки из жизни за- кулисья. Актеры Образцовского театра расхаживают по сцене, перебрасываются репли- ками, перемешивая житейские и творческие темы, берут в руки кукол и воплощают мечты о заветных ролях. Создания из тканей и папье-маше, оживающие в искусных руках, раздвигают границы возможного. Марионетки, играющие Ромео и Джульетту, обрывают свои нити, стремясь к человеческой, плавной и чувственной пластике. Горбун Ричард III распадается на части и вновь собирается в цельную фигурку. Гигантская мо- нументальная голова короля Лира с пустыми глазницами усиливает трагизм одиноче- ства. А «Отелло», напротив, превращается в мрачную комедию — белый и черный ша- рики, одетые на кончики пальцев кукольника, балагурят на фоне лоскутного занавеса… Переиначивая знаменитый шекспировский афоризм «весь мир — театр», спектакль на- мекает, что и театр нередко вбирает в себя весь мир. «Самоубийца» / Театр им. Евг. Вахтангова Приметы быта столетней давности, антиутопия и гротеск соединились в по- становке Павла Сафонова по парадоксальной комедии Николая Эрдмана на Симоновской сцене Вахтанговского театра. Загнанный, униженный маленький человек Семен Семенович Подсекальников (в искреннем и пылком исполнении Юрия Цокурова) доходит до крайности и уже готовит записку с повелением «никого не винить…». И тут же возле несчастного возникают сомнительные личности, уговаривая его застрелиться не просто так, а ради «значительной» идеи. Демагоги и художники слова, торговцы и роковые красавицы ищут свою выгоду в чужой гибели. Но жажда жизни берет верх над смертью. Подсекальников раздумывает стреляться. Страш- ное намерение превращается в фантасмагорический розыгрыш — свое­ образную форму бунта в стремлении к свободе. «Комедия о трагедии» / «Мастерская Петра Фоменко» Свой последний замысел — постановку пушкинского «Бориса Годунова» Петр Наумович Фоменко осуществить не успел (его не стало в 2012 году). Но сохранились аудио- и видеозаписи репетиций. Богатый материал стал основой необычного спектакля, поставленного Евгением Цыгановым. Сцены из драмы Пушкина, ярко исполняемые актерами на сцене «Мастерской Петра Фоменко», дополняются архивными кадрами. Звучит голос Петра Наумовича. Мастер комментирует действие, раскрывает сущность персо- нажей, разбирается в их поступках и помыслах, направляет актерскую мысль и будоражит зрительское воображение. Размышляя о трагедии со- вести и власти, он не только философствует, но и вспоминает случаи из своей жизни, поет, шутит. Смешное и серьезное в спектакле неразрывны. «Винни-Пуховские чтения» / МХТ им. А. П. Чехова Писатель, драматург и режиссер Евгений Гришковец уверен, что далеко не все взрослые перечитывали книгу Алана Александра Милна «Винни-Пух и все-все-все». А между тем знаменитая сказка полна глубоких и далеко не детских смыслов. Для того чтобы в них разобраться, он и поставил по собственной пьесе спектакль-конференцию на малой сцене МХТ им. А. П. Че- хова. Участники конференции, они же персонажи повести (Пух, Сова, Кролик, Иа-Иа и Пятачок), разыгрывают сцены из сказки, высказывают поразитель- ные догадки и задают вопросы без ответов. Ведущий конференции, похо- жий на повзрослевшего Кристофера Робина, ставшего профессором (Игорь Золотовицкий), пытается понять, что ставит книгу Милна в один ряд с вели- кими классическими романами. И приходит к выводу, что ее чудеса и тайны не поддаются анализу. Чувства оказываются важнее логики. Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА ТЕАТР

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==