№ 81 / Осень-Зима 2023

OPEN №81 2023–2024 38 КЛАССИК русский француз Елена ГУБАЙДУЛЛИНА К ак известно, вкусы и мода меняются стремительно, но правило это не коснулось Мариуса Петипа. Вот уже 150 лет поставленные им балеты максимально востребованы во всем мире. Жизнь же самого хореографа не похожа на жизнь скучного классика. Она полна авантюрными приключениями, дуэлями и романами с самыми красивыми женщинами. маленький шаг Полное имя нашего героя — Виктор Мариус Альфонс Петипа. Он появился на свет в Марселе 11 марта 1818 года. Но сам Петипа утверждал, что родился на четыре года позже, в 1822-м (подлинную дату рождения исследо- ватели установили только во второй половине XX века, докопавшись до архивных метрик). Судьба будущего ба- летмейстера была предрешена изначально. Его мать, Вик- торина Грассо, была трагической актрисой. Отец, Жан Антуан Петипа — танцором и хореографом. Вскоре после рождения Мариуса семья переехала в Брюссель, где родители получили выгодный ангажемент в театре де ля Монне. В Большом брюссельском колледже Мариус изучал общеобразовательные предметы, в кон- серватории приобщался к игре на скрипке, а под руковод- ством отца осваивал искусство танца. Жан приучал своих детей к сцене с малых лет. Мариус попробовал было про- явить строптивость, мол, не мужское это дело кренделя ногами выписывать, но отец пресек неповиновение. К тому же к занятию хореографией обязывала фами- лия — Петипа в переводе с французского означает «ма- ленький шаг». Впервые будущий гений хореографии вышел на сцену в пятилетнем возрасте в роли Амура в балете «Психея и Амур», через четыре года сыграл Фернандеса в драме «Жоко, или Бразильская обезьяна» и вскоре исполнил роль савояра в спектакле с пророческим названием «Тан- цемания», поставленном отцом. Одна за другой следовали маленькие и крупные роли в самых разных балетах, га- строли, переезды из Брюсселя в Антверпен, из Нью- Йорка в Париж, из Бордо в Мадрид… С 1839 по 1841 год Мариус служит в Большом театре Нанта — танцует в балетах, поставленных другими, и на- чинает ставить свои спектакли. Его самая первая поста- новка «Ошеломленный, или Любовная интрига» сразу получила большой успех у публики. Впрочем, по части аплодисментов Мариуса намного опережал его старший брат, премьер Парижской оперы Люсьен Петипа. Он больше двадцати лет прочно удержи- вал славу и любимца публики, и знаменитого красавца Франции. Первый исполнитель роли главного балетного обольстителя — Альберта в «Жизели», он и в жизни был сведущ в любовных делах. Отголоски многочисленных ро- манов Люсьена попали не только в светскую хронику па- рижских газет, но даже в труды по истории балета. Среди возлюбленных старшего брата была крупнейшая балетная звезда того времени, первая исполнительница партииЖи- зели Карлотта Гризи. Танцор умудрился отбить ее у по- становщика этого спектакля хореографа Жюля Перро.

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==