№ 81 / Осень-Зима 2023

классик OPEN №81 2023–2024 40 учитель танцев Мариус в отличие от Люсьена не блистал способно- стями по части антраша и пируэтов. Зато природная жи- вость, обаяние и темперамент помогали ему в мимических партиях, да и балетмейстерские задатки проявились до- вольно рано. Но известности наш герой добился не тан- цами, а лихими выходками. Так, в Королевском театре Мадрида, где Петипа работал с 1844 года, Мариус нару- шил пуританский закон, строжайше запрещавший поце- луи на сцене. При переполненном зале он трижды чмок- нул свою партнершу. От тюрьмы Петипа спасло только ходатайство директора труппы, бывшего одновременно еще и министром Испанского двора. Ажиотаж вокруг скандальной истории возник неслыханный — желающих посмотреть на аморального танцора было гораздо больше, чем билетов в кассе. Вскоре любовное безрассудство ввергло Мариуса в еще более опасные приключения, достойные авантюр- ного романа «плаща и шпаги». Солист Королевского теа- тра преподавал уроки танца одной прекрасной особе по имени Кармен Мендоза, дочери маркиза Вильягарсия. Ув- лекшись ученицей, Петипа под покровом ночи через бал- кон проникал в ее спальню, дрался из-за Кармен на дуэли и наконец бежал с девушкой из Испании. Родители Кармен объявили дочь в розыск. Мариусу грозило длительное тюремное заключение. В конце кон- цов девушку вернули домой, а танцор, скрываясь от пре- следователей, путешествовал по разным странам с под- дельными документами (вот откуда возникла путаница с датой рождения). Злоключения длились до тех пор, пока не представился случай с ангажементом в России. Сооте­ чественник Петипа француз Антуан Титюс, служивший главным балетмейстером петербургской труппы, предло- жил ему место «первого танцовщика с жалованьем десять тысяч франков и полбенефиса в год». Статус первого в сложной театральной иерархии тех лет не обещал сплошных главных ролей. Петипа звали в Санкт-Петербург выступать всего лишь в амплуа танцора- мима. Но на раздумья времени не было. прибытие в петербург В мае 1847 года 29-летний Петипа прибыл на пароходе в Кронштадт. А через несколько дней уже в Санкт- Петербурге предстал перед директором Императорских театров его сиятельством Александром Михайловичем Гедеоновым. Контракты с артистами-иностранцами были в ту пору для России делом обычным. Мариус был одним из многих. И наверняка он просто хотел переждать, пока уляжется скандал, вызванный его любовными приключе- ниями, ну и хорошо заработать в богатой северной стране. Беседуя с важным сановником, Виктор Мариус Альфонс Петипа вряд ли догадывался, что скоро станет Мариусом Ивановичем и останется в Санкт-Петербурге на шестьде- сят с лишним лет. И уж никак он не думал не гадал, что в России ему суждено будет развить свой талант во всей полноте. Пока же Петипа несколько смущенно оглядывает ро- скошную обстановку кабинета господина Гедеонова, пы- таясь понять, что же случилось... Оказывается, на новое место работы он прибыл на целых четыре месяца раньше. Но все в России у Мариуса складывается хорошо — за время вынужденного простоя щедрый сановник обещает неплохой аванс. Внезапно свалившееся свободное время танцор использует с толком — он занимается в балетном классе, изучает петербургские красоты и красоту русских женщин, которая вдохновляет его на новые творческие и сердечные подвиги. шахматные позиции Перед прекрасным полом Мариус преклонялся всю жизнь. Сочиняя в своих балетах вариации для танцовщиц, он как никто другой умел подчеркнуть достоинства и не- повторимую грацию каждой исполнительницы. Женская красота служила Петипа мощным источником вдохнове- ния. Он возносил балерину на недосягаемый пъедестал, выстраивая вокруг него изысканную и сложную систему. Ажурные танцы кордебалета, ансамбли корифеек, па-де- катры и па-де-труа — своего рода хореографический дво- рец, изысканное обрамление, усиливающее триумф бале- рины. Ma belle (моя красавица), обращался он к каждой артистке. И они любили его не меньше. Балерины высшего ранга, имевшие прочные связи при императорском дворе, не раз ограждали своего балетмей- стера от коварных интриг. Да и у самого Петипа хватало остроумия и ловкости для лавирования в закуслисных и придворных играх. Свою жизнеспособность в непростой театральной среде он доказал быстро. Приступив к обязанностям со- листа и балетмейстера, Петипа снова взялся за лихие вы- ходки. Видимо, не мог обойтись без куража. Сочинив для бенефиса одного из важных артистов труппы живые кар- тины про любовь морского разбойника, он оживил их не- скромными позами. И, будучи исполнителем одной из сме- лых ролей, еще и повторил свою дерзость на бис. Разгне- ванный директор Императорских театров Гедеонов готов был прервать контракт с «наглымфранцузом». Но в тот же вечер благодаря обходительности примы театра госпожи Милы и догадливости Петипа конфликт был улажен. После спектакля все отправились в гости к влиятель- ной балерине. Хозяйка дома предложила Гедеонову и Пе- типа сыграть партию в шахматы. Разумеется, Мариус спе- циально проиграл, и важный чиновник успокоился. Не исключено, что на протяжении долгой карьеры Петипа сыграл не один десяток подобных «партий» для укрепле- ния отношений с «нужными людьми».

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==