№ 81 / Осень-Зима 2023

классик СОДИС 41 В 1862-м Мариус стал штатным балетмейстером, а в 1869-м возглавил Императорский балет России (Мари- инский театр). В почетную отставку Петипа отправился только в 1903-м, когда ему было 85 лет. За всю свою дол- гую театральную карьеру в России он пережил правление четырех императоров, пяти министров двора и семи ди- ректоров Императорских театров. Балет царской России — искусство придворное. Им- ператорская семья была завсегдатаем самой почетной театральной ложи. А сам государь император мог в любой момент пожаловать на репетицию и даже дать ис- полнителям высочайшие режиссерские указания. Есть мнение, что балетные перестроения напоминали монар- хам любимые ими военные парады. Но, конечно же, на сцене массовые синхронные действия выглядели во сто крат роскошнее и красочнее. Пышная зрелищная эсте- тика Петипа совпала с грандиозными запросами вре- мени. Первая же его масштабная постановка в России, легендарная «Дочь фараона» (1862), произвела неслы- ханный фурор. Авантюрный сюжет, сказочная экзотика, неслыханная роскошь массовых сцен, изящество и дра- матизм сольных партий прочно заинтриговывали и цар- скую ложу, и блестящий партер, и демократичную га- лерку. После этой премьеры позиции Петипа в России серьезно укрепились. маша и любовь Свою музу Мариус Петипа встретил в конце 1853-го на репетициях балета «Фауст». Постановщиком был Жюль Перро, который возглавлял тогда Императорский балет России. Семнадцатилетняя Маша Суровщикова, только что окончившая Петербургское театральное училище, го- товила роль Марты, Петипа — Фауста. Через несколько месяцев они поженились. Мария Сергеевна Суровщикова- Петипа пленяла внешней красотой, грациозностью танца и необыкновенной внутренней силой, но поначалу ей не доставало мастерства. Мариус, постоянно занимаясь с женой танцем, и отточил ее технику до совершенства. Впоследствии он часто ставил для нее балеты и отдельные номера. По закулисью распространялись анонимные сатириче- ские стишки «О балетмейстере, сочиняющем балеты только для своей жены». Но Петипа не обращал внимания на злословие. Славу Суровщиковой как танцовщицы укрепили гастрольные поездки в Европу, которые органи- зовал Мариус. На сцене Большой Парижской оперы она получила оглушительный успех, что было особенно важно для признания на родине. В Санкт-Петербурге Мария Сергеевна стала безогово- рочной примой Императорского балета. В родном театре у нее была всего одна соперница — блистательная Марфа Муравьева. Балетоманы разделились на два лагеря — по- клонники Суровщиковой враждовали с «муравьини- стами», щеголяя друг перед другом в силе аплодисментов и богатстве букетов и подарков... Мариус страшно ревновал жену к поклонникам и по- стоянно устраивал сцены. В конце концов дело дошло до того, что в феврале 1867 года Мария Сергеевна подала в Окружной суд Петербурга жалобу на жестокое обраще- ние мужа и получила отдельный вид на жительство. Она взяла себе восьмилетнего сына Жана (через четыре года он умер). С отцом осталась десятилетняя дочь Маша, бу- дущая звезда Мариинского театра. Мария Сергеевна жила то в Пятигорске, то в Петер- бурге, то в Новочеркасске. Закончив балетную карьеру, она пробовала себя на драматической сцене, но не всегда удачно. Скончалась Суровщикова-Петипа 27 марта 1882 года. К тому времени Мариус Иванович уже десять лет жил с другой женщиной, московской танцовщицей Любовью Савицкой. Она была моложе Петипа на 36 лет. У них уже было четверо детей, но по законам того вре- мени балетмейстер не мог получить развод и новый офи- циальный брак был заключен только после смерти пер- вой жены. Мария Сергеевна Суровщикова-Петипа

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==