№ 81 / Осень-Зима 2023
классик OPEN №81 2023–2024 42 династия Петипа не представлял жизни без творчества. И, как в свое время его отец, очень хотел продолжения театраль- ной династии. Сыновья Виктор и Марий стали драматиче- скими актерами. Старшая дочь Мария — блистательной исполнительницей характерных танцев. И в младших доч- ках Мариус мечтал видеть балерин. Занимался с ними сам, дома был устроен небольшой балетный класс. Выходных и каникул не было. Даже во время летнего отдыха в Крыму уроки начинались в семь утра. Надежда, Любовь и Вера некоторое время танцевали в Мариинском театре, но больших способностей не проявляли. Женя, самая та- лантливая из детей Петипа и Савицкой, скончалась в 15-летнем возрасте от саркомы… Удары судьбы помогала переживать работа. Труд был страстью Мариуса и его утешением. Петипа сочинял азартно, буквально молодея на глазах. Артисты и сотруд- ники Мариинского театра видели как бы двух Петипа. Согбенный старик преображался на репетициях в пыл- кого юношу, охваченного порывом вдохновения. Он от- давался работе целиком и требовал того же от других. В труппе царили строгая дисциплина и беспрекословное подчинение мастеру. Что не мешало артистам иногда под- смеиваться над своим «диктатором», изъяснявшимся на забавной смеси русского и французского. Правда, опыт- ные танцоры смысл его указаний понимали сразу. Напри- мер, «Мужчин, гирлянд des fluers (цветов) накладут, дам подберут!» означало лишь то, что кавалеры, уходившие со сцены с гирляндами цветов, должны были пропустить дам вперед. Впрочем, он и сам всегда любил и ценил хорошую шутку и на насмешки не обижался. Зато мог серьезно за- деть нерадивых и заносчивых. Как-то у балерины Ольги Преображенской не получались вращения, и она топнула ногой об пол. «Пол здесь ни при чем, моя красавица», — хладнокровно заметил Мариус Иванович по-французски. А юную Матильду Кшесинскую, просившую роль Эсме- ральды, огорошил вопросом: «А ты любил? А ты стра- дал?» Только через несколько лет, набрав жизненного и артистического опыта, всесильная Матильда Феликсовна наконец-то получила заветную партию. гений танца Петипа всегда знал, чего хочет. Прежде чем показы- вать танцы кордебалету и солистам, он долго работал в библиотеках, в архивах, изучал историческую литературу и старинные репродукции. Дома передвигал на столе не- Мария Мариусовна Петипа Матильда Кшесинская
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==