№ 81 / Осень-Зима 2023

классик СОДИС 43 большие фигурки — комбинировал балетные перестрое- ния, делал записи в тетрадях. 1889 год стал для Мариуса Ивановича одним из самых счастливых. Вместе с Петром Ильичом Чайковским он со- чинял «Спящую красавицу», признанную позднее его глав- ным шедевром. Музыка и хореография рождались парал- лельно — так в балете еще никто не работал. Автор идеи, сценарного плана и костюмов Иван Александрович Всево- ложский, в то время директорИмператорских театров, был поклонником эпохи Людовика ХIV. В спектакле отрази- лись и версальские маскарады Короля-солнца, и придвор- ные балы в Зимнем дворце. Серьезная музыка, звучавшая в балете, служила основой симфонического танца. С гением Чайковского гений Петипа встречался еще дважды — в 1892-м мастер работал над «Щелкунчиком», а в 1895-м ста- вил первый и третий акты «Лебединого озера». Много Пе- типа работал и с композитором Александром Глазуновым. В конце XIX — начале XX века он поставил на его музыку несколько балетов. Самый известный, «Раймонда», и по- ныне сохраняется в репертуаре многих театров. Фантазия Мариуса Ивановича казалась неисчерпае- мой. Он мог превратить в танец блеск бриллиантов и цве- тение роз, кружение метели и переливы радуги, драки морских разбойников и любовные переживания. Секреты своего богатого творчества Петипа раскрывал в одной ко- роткой фразе — «Стремись к красоте, грации и гармонии и не признавай других законов». Его балеты представали то удивительными сказками, то захватывающими приклю- чениями, то душераздирающими драмами, то лириче- скими поэмами, воспевали яркость и силу благородных чувств. Мариус Петипа отличался невероятным трудолю- бием и творческой плодовитостью. За свою активную жизнь он поставил больше семидесяти балетных спекта- клей, танцы в многочисленных операх, а также специаль- ные спектакли, приуроченные к коронациям русских им- ператоров — Александра III и Николая II. закат империи В 1901-м к обязанностям директора Императорских театров приступил Владимир Теляковский. Новому на- чальнику старец Петипа виделся настоящим Кощеем Бес- смертным, хранившим свои классические сокровища и не подпускавшим в театр ничего нового. На самом деле ситу- ация была сложнее. Мариус Иванович приветствовал на- чинания молодого балетмейстера Михаила Фокина, счи- тал своим учеником хореографа Александра Горского. Тем не менее в театре началась жестокая травля мастера. Навязанная ему постановка балета «Волшебное зеркало» со слабой музыкой композитора Арсения Корещенко от- нимала все силы. Ситуацию осложняли декорации худож- ника Александра Головина, мыслившего совсем иначе, чем Петипа. Новые формы сценографа не уживались с вечной классикой, привычной Мариусу Ивановичу. Спек- такль был признан неудачным. А происшествие, случив- шееся на генеральной репетиции, всерьез перепугало не только балетмейстера, но и других сотрудников Мари- инки. На сцене со страшным треском лопнула декорация в виде зеркала. Дурное предзнаменование не замедлило сбыться. «Волшебное зеркало» оказалось последним большим балетом Петипа, показанным публике. 27 января 1904 года он пишет в своем дневнике: «Прощай, жизнь. Начинается для меня трудное время. Работать я больше уже не буду». На следующий день другая запись: «Кабы только я остался в живых и у меня хватило сил, и моя по- ганая болезнь позволила мне поставить хотя бы в буду- щем году мой балетик “Роман бутона розы”…» Природное жизнелюбие и страсть к работе помогали преодолевать депрессию и болезни. Петипа жаловался на плохое самочувствие, но собирался с духом и ехал на репе- тицию. На склоне лет сочинял одноактный балет о цветах, весне и любви. Премьера «Романа бутона розы» намеча- лась в Эрмитажном театре. Но балету помешала не болезнь Мариуса Ивановича, а распоряжение дирекции об отмене спектакля. Формальный повод — начало русско-японской войны. Петипа недоумевал: как же так? Ведь другие спек- такли в Эрмитажном театре идти продолжали… Труппа тосковала без мастера. Артисты приходили к нему домой за ценным советом. Чаще всех навещала вели- кая балерина Анна Павлова. Бывали Юлия Седова, Вера Трефилова, педагог Евгения Соколова. На имя директора театров танцоры и балерины писали коллективную пети- цию с просьбой вернуть любимого балетмейстера. Дирек- тор ответил, что официально Мариуса Петипа никто и не удалял. Но работать мастеру было уже невозможно. Он умер летом 1910-го в возрасте 92 лет в своем люби- мом Гурзуфе, где отдыхал каждое лето. На одной из по- следних фотографий Мариус Петипа выглядит подтяну- тым, великолепным господином. Истинным франтом, русским французом, блистающим учтивостью и безупреч- ностью манер. Человеком, над которым не властны ни злые языки, ни интриги, ни даже само время. О! Петипа всегда знал, чего хочет. Прежде чем показывать танцы кордебалету и солистам, он долго работал в библиотеках, в архивах, изучал историческую литературу

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==