№ 81 / Осень-Зима 2023
OPEN №81 2023–2024 6 «Женщины Лазаря» / РАМТ В спектакле РАМТа, поставленном Алексеем Золотовицким по роману Марины Степновой, действуют три героини. Это женщины разных поколений, связанные с биографией приду- манного автором выдающегося ученого Лазаря Линдта. Маруся (Анна Ковалева) — жена профессора Чалдонова, покровительствовавшего Линдту, заменила Лазарю и мать, и платоническую возлюбленную. Галина Петровна (Нелли Уварова) — супруга маститого ученого, избалованная сановная дама, типаж номенклатурных жен советской эпохи за- стоя. Антонина Писарева играет внучку академика Лиду. Сам Лазарь в спектакле не появ- ляется. О нем только говорят, вспоминают его поступки и достижения, а иногда примери- вают на себя его роль. Например, внучка надевает круглые очки дедушки и перевопло- щается в талантливого голодного студента, которому предрешено великое будущее. «Женщины Лазаря» — это история о любви на фоне целого столетия жизни нашей страны. «Москва. Полный круг» / Театр им. Моссовета Сцена «Под крышей» театра Моссовета превращена в вагон метро. Поезд курсирует по старой доброй Кольцевой линии. Пассажиры входят и выходят. Но один из них, молодой человек Николай (Дмитрий Подадаев), проводит в вагоне целые дни, надеясь вновь встретить однажды увиденную девушку. В ожидании прекрасной незнакомки герой при- стально вглядывается в своих меняющихся попутчиков, и они раскрываются в откровен- ных признаниях. О себе рассказывают взбалмошная сотрудница ЗАГСа и врачи красной ковидной зоны, старик-пенсионер и курьер восточной национальности, юные девушки и старушки-барахольщицы… Режиссер Павел Пархоменко использовал в спектакле мо- тивы пьесы Александра Архипова «Полный круг» и документальные истории реальных людей. Роуд-муви по Кольцевой получилось искренним и пронзительным. «Фауст» / Театр им. Владимира Маяковского Вера Камышникова назвала свой спектакль психологическим концертом. Она соединила «Фауста» Тургенева с «Фаустом» Гете. Привлекла в спектакль современную пластику хо- реографа Сергея Тонышева. Добавила эпизоды, исполненные тенями и куклами. Малая сцена театра им. Маяковского заставлена ажурными ширмами и загадочными механиз- мами, похожими на арсенал средневекового алхимика (художник Эмиль Капелюш). Ре- жиссер углубилась в тему воображения, исследовав и светлые, и темные его стороны. Тургеневские герои, увлеченные поэмой Гете, ассоциируют себя с ее персонажами и по- вторяют их трагические судьбы. Павел Александрович (Олег Ребров), подобно Фаусту, влюбляется в добродетельную Веру Николаевну (Юлия Соломатина), очень похожую на Гретхен. А Мефистофель, искусно прикидываясь немецким учителем Шиммелем (Евгений Матвеев), подзадоривает, искушает и властно направляет историю к мрачному финалу. «Вишневый сад» / «Мастерская Петра Фоменко» Чеховскую пьесу в «Мастерской Петра Фоменко» поставил Иван Поповски. Его спек- такль — о семье, доме, ностальгии по детству. А еще о чувстве защищенности, которого у обитателей усадьбы больше нет. Дворянский дом — маленький, тесный, уютный. Там родным людям хочется прижаться друг к другу, забыть о невзгодах. Но не получается — все здесь ненадолго. И от вишневого сада остался только призрак — белесые полотнища, слабый свет, воздух и тени (художники — Нина Бачун и Иван Поповски). Торжеству Лопа- хина (Денис Аврамов), купившего усадьбу, аккомпанирует черная нескончаемая пляска гостей и домочадцев под надрывный еврейский оркестр. А Раневская (Галина Тюнина), словно подстреленная райская птица, рушится на землю, не в силах вынести трагедии, в которую не верила до последней минуты. Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА ТЕАТР
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==