№ 82 / Весна-Лето 2024
путешествие OPEN №82 2024 34 Лучший пример тому — построенный в XIV веке Ми- ланский собор, который именуют просто «Дуомо». Его строительство продолжалось более пяти веков, и каждая эпоха привносила в облик этого грандиозного сооруже- ния свои эстетические черты. Главный зал собора протя- нулся на 200 метров, и когда стоишь у входного портала, кажется, что алтарь теряется где-то в туманной дали. Это четвертый по размеру христианский храм Европы. Неве- роятное сочетание монументальности и одновременно легкости дает готическое каменное кружево, которым Дуомо «одет» и внутри, и снаружи. Из полутора тысяч статуй, украшающих собор, многие можно увидеть, только поднявшись на его кровлю. Здесь, на крыше Дуомо, попадаешь в ни с чем не сравнимый мир, где кажется, что плывущие облака сплетаются с ажур- ными башнями собора, и, протянув руку, можешь кос- нуться неба, и вдруг оказываешься на перекрестке времен и пространств, в самом центре Вселенной. Миланский Дуомо знаменит уникальной концентра- цией христианских святынь. Их называют святынями не- разделенной церкви — такими, которые представляют духовную ценность и для католиков, и для православных. Здесь находится «Древо апостолов» — серебряный ковчег в виде дерева, каждая ветвь которого заканчива- ется мощевиком с частицами мощей 12 апостолов, а также святого Павла, начавшего свой апостольский путь позже. Это единственное место в мире, где паломники имеют воз- можность приложиться к мощам сразу всех первых уче- ников Христа. Милан, кстати, почитаем христианами всего мира еще и за то, что именно здесь император Кон- стантин Великий провозгласил равенство всех религий Римской империи. Обнародованным в 313 году Милан- ским эдиктом запрещалось преследовать и притеснять христиан. Но вернемся в собор. Высоко, под самым куполом Дуомо, сверкает золотой крест, в центре которого в хрустальном ларце покоится Священный гвоздь — Santo Chiodo, один из гвоздей, кото- рыми был прибит к кресту Иисус. Эта реликвия, некогда обретенная царицей Еленой на Голгофе и привезенная в Константинополь, была утрачена, но через много лет вновь чудесно обретена Амвросием Медиоланским — бо- гословом, почитаемым и католиками, и православными. Святой Амвросий считается небесным покровителем Ми- лана. Ежегодно в середине сентября Священный гвоздь на один день становится доступным для поклонения. В этот день совершается особое богослужение, во время кото- рого епископМилана поднимается под купол, чтобы взять ларец со святыней и спуститься с ним вниз. Старинное подъемное устройство для этого действа представляет собой подобие облака с изображениями ангелов. Исто- рики считают, что это устройство изготовлено по черте- жам Леонардо да Винчи и установлено в соборе в период жизни великого мастера в Милане. Здесь, кстати, Леонардо провел немало времени, на- писав несколько живописных шедевров и создав в мона- стыре Санта-Мария-делле-Грацие одно из самых зага- дочных своих творений — фреску «Тайная вечеря». За долгие века существования эта самая масштабная из работ да Винчи не раз была на грани полного исчезнове- ния. Ее разрушал чад из монастырской кухни (фреска находилась в трапезной). Несколько раз ее «обновляли» бездарные горе-реставраторы. В начале XIX века сол- даты Наполеона превратили помещение трапезной в ко- нюшню. Они забрасывали фреску камнями и, влезая по лестнице, выцарапывали апостолам глаза. Затем на дол- гие годы трапезная с проломленной крышей преврати- лась в свалку. А в 1943 году во время налета англо-аме- риканской авиации в здание монастыря попала бомба, и если бы стену с «Тайной вечерей» заранее не обложили мешками с песком, фреска наверняка бы погибла... То, что это творение Леонардо до сих пор живо — настоя- щее чудо! Последняя реставрация шедевра, проведенная с помощью новейших достижений науки, длилась чет- верть века. Сейчас доступ к фреске открыт, но строго ограничен. Чтобы увидеть «Тайную вечерю», нужно приобретать билет за несколько месяцев до посещения. Вход в зал бывшей трапезной сродни выходу в открытый космос. Посетители проходят через несколько шлюзо- вых камер и наслаждаются созерцанием шедевра не более 15 минут. Так не оберегается ни одно художе- ственное произведение в мире. Миланский период был плодотворным временем в жизни Леонардо. Мастер пользовался покровительством герцогов Милана, жил во дворцах местной знати. Ему был пожалован большой виноградник, что позволило да Винчи проявить свои таланты еще и в сфере виноделия. Сегодня сохраняется часть этого виноградника в каче- стве одного из мемориальных мест, связанных с жизнью художника. Милан — достойный соперник всех европейских культурных столиц. Художественные музеи этого города буквально переполнены живописными шедеврами
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==