№ 82 / Весна-Лето 2024
классик OPEN №82 2024 44 вхутемас Еще одним сильным увлечением Сергея с самого ран- него детства было рисование. О другой профессии, кроме художника, он не мечтал. В 15 лет, учась в реаль- ном училище Воскресенского, поступил в платную худо- жественную школу Хотулева, а в 1917-м стал студентом ВХУТЕМАСа. Учился вместе со ставшими впоследствии знаменитыми живописцами Юрием Пименовым, Алек- сандром Дейнекой, Андреем Гончаровым и сыном Шаля- пина Борисом. Услышав на перемене приятный тенор Сергея Образцова, Борис Шаляпин посоветовал ему учиться вокалу. Сергей послушался и поступил в част- ную консерваторию Александра Германовича Шора. Проучился, правда, недолго, но полученные навыки при- годились на всю жизнь. Параллельно с учебой во ВХУ- ТЕМАСе в 1922 году Образцов стал участником Музы- кальной студии Немировича-Данченко. Некоторое время учился на актера и на художника одновременно. Но ВХУТЕМАС так и не закончил, хотя и дошел до по- следнего курса. Театр победил. игра в куклы Кукольная история Сергея Образцова началась, естественно, тоже в детстве. В пятилетнем возрасте он получил в подарок от мамы диковинную китайскую ку- колку Би-Ба-Бо. Игрушечный китаец в ярком халате на- девался на руку и оживал от движений пальцев. О при- влекательности Би-Ба-Бо Сергей вспомнил, уже учась во ВХУТЕМАСе. Он подговорил своих сокурсниц де- лать подобных кукол на продажу. Времена были голод- ные, студенты подрабатывали как могли. Коммерческие планы провалились — кукол никто не покупал. Но ма- ленький африканец, сделанный из старых тряпочек и пуговок, сослужил Образцову верную службу. Именно африканец стал первой куклой, «работающей» по си- стеме Станиславского. Именно он смешил родственни- ков, друзей и коллег-артистов по Музыкальной студии, пародийно исполняя романс «Средь шумного бала». А потом стал прообразом другой куклы, помогавшей начинающему артисту в работе над ролью церемоний- мейстера Терапота в оперетте «Перикола», которая по- началу не получалась. Необычный репетиционный прием подсказала режис- сер Ксения Ивановна Котлубай, ученица Евгения Вахтан- гова. Сергей Образцов считал ее своей профессиональной мамой, так как Ксения Ивановна учила его не только ак- терскому мастерству, но и воспитывала терпение и само- критичность. Однажды она увидела за кулисами, как Сер- гей хвастается перед молодыми актрисами, репетируя напоказ. И показательно не стала ни смотреть его дебют, ни обсуждать работу — и так навсегда отучила от хва- стовства. Образцов играл небольшие роли в театре, в свобод- ное время продолжал увлеченно заниматься куклами — пел романсы, разыгрывая забавные и сатирические сценки с игрушечными персонажами, которых часто делал своими руками. Жадно интересовался работой из- вестных кукольников, выступавших в то время в Москве. Пытался перенять ценный опыт у знаменитого балаган- ного петрушечника Ивана Афиногеновича Зайцева (через несколько лет Образцов возьмет его в штат своего театра). Многое почерпнул Сергей у профессиональных художников и скульпторов, создавших свой кукольный театр, Нины Яковлевны Симонович-Ефимовой и Ивана Семеновича Ефимова. Репертуар у Ефимовых был се- рьезный — играли и басни Крылова, и фрагменты шек- спировского «Макбета», сказки Андерсена и Салты- кова-Щедрина… Их открытия Сергей Образцов исполь- зует, дополнит и разовьет в своей дальнейшей режиссерской работе. А пока он разыгрывает короткие злободневные кукольные пантомимы друзьям и знако- мым — его наперебой приглашают в гости, зовут высту- пить в школе, санатории или литературном кружке. Ино- гда случаются и платные выступления в сборных концер- тах. Образцов еще не придает своей работе с куклами серьезного значения, называя ее домашней самодеятель- ностью. Но тем не менее расширяет репертуар. сонечка Одним из первых зрителей кукольных миниатюр Об- разцова была его жена Софья Семеновна. Соня. Сонечка, как он ее звал всю свою долгую жизнь. Хотя вместе они прожили только девять лет. Познакомились в 1919 году, в московском детском доме «Улей». Восемнадцатилетний студент ВХУТЕМАСа Сергей Образцов преподавал там рисование и влюбился в учительницу Софью Семеновну Смыслову, которой было двадцать. Вскоре они поженились. С нежной, тихой и скромной Соней Сергею было легко и спокойно. В 1922 году у супругов родился сын Алексей. Все были счастливы. Соня понимала мужа с полуслова, а провожая его в длительные заграничные гастроли с Музыкальной студией, даже сказала: «У вас там молодые актрисы, если с тобой что-нибудь случится, ты уж не очень убивайся». Он ответил: «Не бойся, ничего не случится». И хранил верность. Чувства к жене способствовали вдохновению — один за другим сочинялись номера о любви. Самой трогатель- ной считается инсценировка романса Чайковского «Мы сидели с тобой». Исполняли этот номер не куклы, а руки кукольника. В тонко проработанной пластике рождалась история о нерешительных и робких любовниках. Услов- ные шарики-головки, надетые на указательные пальцы, придавали происходящему особый шарм. Так до Образ- цова не делал никто (позднее рука с шариком станет эм-
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==