№ 82 / Весна-Лето 2024
классик СОДИС 45 блемой его театра). Номер произвел фурор и восхитил даже Станиславского. Отцовские же чувства Сергея воплотились в номере «Колыбельная Мусоргского». Образцов придумал куклу Тяпу — грудного ребенка, не желающего засыпать. Зри- телям кукольный Тяпа настолько казался живым, что они по окончании номера не решались аплодировать, чтобы не разбудить наконец-то уснувшего «ребенка». Все складывалось как нельзя успешно. Образцов со своими «романсами с куклами» был нарасхват, номеров набралось уже на целую программу. Основной работой по-прежнему оставалась Музыкальная студия — спек- такли, репетиции, гастроли. Соня ждала второго ребенка, ничто не предвещало беды. Но рождение дочери Наташи в июне 1928 года стало роковым. У Сони началось зараже- ние крови, и вскоре ее не стало. Через три года Сергей женился во второй раз — на ак- трисе и пианистке Ольге Александровне Эрлангер-Шага- новой. Она стала постоянным аккомпаниатором его ку- кольных номеров, верным соратником, секретарем и даже личным переводчиком (Ольга в совершенстве знала не- сколько европейских языков). Вместе они прожили более пятидесяти лет, но до конца жизни Образцов за створкой письменного бюро хранил фото Сонечки — его самой большой любви. актуальные номера В 20–30-е годы прошлого века эстрада включала в себя все жанры, академические исполнители сосед- ствовали в одной программе с фокусниками и коми- ками. Кукольник Сергей Образцов выступал вместе с серьезным драматическим артистом Василием Кача- ловым, оперной певицей Надеждой Обуховой, скрипа- чом Давидом Ойстрахом, джаз-бандом Леонида Уте- сова, исполнительницей русских народных песен Ли- дией Руслановой… Гротескные куклы-человечки разыгрывали нелепые житейские ситуации. Кошечки и обезьянки трогательно пародировали любовные ро- мансы. Образцов пел Даргомыжского, Гречанинова, Чайковского, Вертинского… Репертуар пополнялся ку- кольными шаржами на самовлюбленных ораторов, пев- цов и дирижеров. Далеко не все сделанные Образцовым куклы становились артистами, те, что не были популяр- ными или не нравились Сергею Владимировичу, отправ- лялись в большой чемодан. Но бывало и так, что пере- деланная кукла превращалась в шедевр. Так родилась знаменитая нахалка Кармен. Уморительно размахивая длинными извивающимися руками в такт «Хабанеры», она агрессивно преследовала тщедушного Хозе. Позд- нее этот номер полюбился Иосифу Сталину — Образ- цов был неизменным участником правительственных концертов и лично перед генералиссимусом выступал более двадцати раз. Популярный кукольник следил за тем, чем жила страна, и, что называется, откликался… В 1938 году к кон- церту в честь возвращения с Северного полюса экспеди- ции Ивана Папанина Образцов быстро подготовил акту- альный номер. Купил в комиссионке пожелтевший горно- стаевый палантин, сделал из него костюм белого медведя, надел на себя и пропел «Вернись, я все прощу, Па-па-па- па-папанин!» Во время войны Сергей Владимирович выступал на фронтах и в госпиталях, уничтожая в своих сценках кукольных Гитлера и Муссолини. Под руководством Об- разцова антифашистские кукольные программы разучи- вали и в самодеятельных фронтовых бригадах, кукол де- лали из папье-маше. хозяин театра В 1931 году судьба изменилась кардинально. Образ- цов стал художественным руководителем Государ- ственного Центрального театра кукол. Назначение ка- залось неожиданным. По всей стране в то время рабо- тало много кукольников — власть их поощряла. Кукольные театры и театрики были разного уровня. Но самые сильные среди них составляли серьезную конкуренцию. По мнению экспертов, Образцов превос- ходил всех — и разносторонним дарованием, и смело- стью, и поиском новых форм. У Сергея Владимировича был характер руководителя — легкость в общении, уме- ние заражать своими идеями других, азартность, сила воли и готовность к трудностям. Трудностей на долю новорожденного коллектива выпало немало. Поначалу все ютились в одном из кабинетов Центрального Дома художественного воспитания детей (ЦДХВД), при ко- тором и были организованы. Там готовили будущие спектакли — сочиняли пьесы и музыку, делали кукол и декорации, репетировали. Уже в преклонном возрасте Образцов признавался, что не понимает, что значит «заслуженный отдых». Секрет своего долголетия объяснял неуемной жаждой работы
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==