№ 82 / Весна-Лето 2024

классик OPEN №82 2024 46 Играли на сцене Театра юного зрителя, выступали в школах, детских садах, Домах пионеров. Сначала переме- щались на телеге, впрягая в нее мерина по кличке Катер. Потом разъезжали по московским дворам на фургоне, переоборудованном из грузовика. Первым спектаклем, поставленном Образцовым в руководимом им театре, стал «Джим и Доллар» (так звали негритенка и его собачку, добиравшихся из Америки в СССР по разным континен- там и странам). Динамичный, веселый спектакль имел ко- лоссальный успех. Одна за другой появлялись действительно новатор- ские постановки. Ими восторгались Дмитрий Шостако- вич, Всеволод Мейерхольд, английский режиссер Гордон Крэг. Но своего помещения не было. Скитались по клу- бам и подвалам, теснились и замерзали. Образцов ре- шился на отчаянный шаг — написал в газету «Известия» о бедственном положении театра. Статья легла под сукно, но вышла сразу после концерта в Георгиевском зале Кремля, в котором среди других знаменитостей уча- ствовал и Образцов. Зрителями были Сталин, Вороши- лов, Каганович, Микоян. Вопрос с помещением решился моментально — Центральный театр кукол поселился на площади Маяковского. Худрук (вскоре ставший и дирек- тором театра) почувствовал себя хозяином и начал обу- страивать зрительный зал, фойе, мастерские, музей на свой лад. В здании на Маяковке театр играл до середины 1960-х. Здесь рождались «Волшебная лампа Аладдина», легендарный «Необыкновенный концерт» и, конечно, «Божественная комедия». Многое было впервые. Впервые в театре кукол появи- лись спектакли большого стиля и спектакли для взрослых. Сложноуправляемые куклы играли по системе Станис- лавского, не теряя при этом своей кукольной условности. Спектакли сочинялись коллективно. Образцов руководил мозговым штурмом, провоцируя коллег на неожиданные идеи. И никому не давал спуску. Так, драматурга Исидора Штока заставлял более пятнадцати раз переписывать «Божественную комедию». Труппа разрасталась. В здании на Маяковке станови- лось тесно. В 1964-м Сергей Владимирович присмотрел дом на Садовой-Самотечной и добился выделения его для своего театра. Первое представление по новому адресу состоялось только через шесть лет, после дли- тельной реконструкции. Воплотились все идеи Хозяина (так Образцова между собой называли его сотрудники). Два зрительных зала. Раздвижной деревянный занавес. Зимний сад с диковин- ными растениями, канарейками в клетках, редкими ры- бами в аквариумах. Большой музей кукол всех времен и народов. Главной достопримечательностью театра стали необыкновенные часы на его фасаде. На циферблате — двенадцать домиков с героями русских сказок. Каждый герой выходил из дверей в свой положенный час. В пол- день появлялись все вместе, а на вершине хлопотал и кричал позолоченный петушок. Посмотреть на такое со- бирались толпы. На Садовом кольце останавливалось движение. К сожалению, в наше время знаменитые часы вышли из строя. Их сняли с фасада и отправили в ре- монт. мировая слава В 1960-е, 1970-е и 1980-е Образцов был кумиром мил- лионов. Достать билеты в его театр было непросто. Но те, кто не мог попасть, смотрели спектакли по телеви- зору. Не меньшую славу снискал образцовский театр и за рубежом. Практически все спектакли проходили на ура. Особенно «Необыкновенный концерт», в том числе и из-за того, что кукольный конферансье Апломбов об- щался с публикой на языке принимающей страны. Объ- ездили почти весь мир. Зиновий Гердт, игравший Аплом- бова, учил незнакомые слова на слух. Немцы, арабы, индийцы и еще сорок национальностей восхищались произношением и шутками артиста, не подозревая, что языков он не знает. «Необыкновенный концерт» вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый посещаемый спек- такль в мире. Но Образцов никогда не замыкался на одних ку- клах. Интересовался многим и всегда на серьезном уровне. Был азартным голубятником. Разводил редких аквариумных рыб. Снимал документальные фильмы (самые известные — «Кинокамера обвиняет» и «Кому он нужен, этот Васька»), фотографировал, писал книги (в Союз писателей вступил по рекомендации Корнея Ивановича Чуковского). Был страстным коллекционе- ром антиквариата, на гастролях не пропускал ни одного блошиного рынка. В его собрании немало сокровищ: куклы-автоматы XVIII века, ценные картины, редкие книги, мебель времен Наполеоновских войн, ритуаль- ные маски… Уже в преклонном возрасте Образцов признавался, что не понимает, что значит «заслуженный отдых». Се- крет своего долголетия и энергии объяснял неуемной жаждой работы. Но годы брали свое. В июле 1991-го Сер- гею Владимировичу исполнилось девяносто. Осенью, в начале сезона, юбилей должны были отметить в его теа- тре. Поздравить великого кукольника приехали коллеги из разных стран. Но в день праздника юбиляр попал в больницу. Торжество отменили. Гости поздравляли Об- разцова по телефону. А 8 мая 1992 года Сергея Владими- ровича не стало. Через несколько лет на Садовой-Самотечной появился памятник молодому Образцову. Он стоит, улыбаясь и за- игрывая с куклой Кармен. Сегодня театр его имени живет и развивается. На пре- мьеры билеты раскупаются мгновенно. И на постановках мастера из золотого репертуарного фонда по-прежнему аншлаги. О!

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==