№ 83 / Осень-Зима 2024-25

OPEN №83 2024–2025 6 «Мое загляденье» / МХТ им. А. П. Чехова «Нечего унывать, если ты живешь на свете. Если тебе позволили это удовольствие» — кредо Васи Листикова из пьесы Алексея Арбузова «Мое загляденье». Идеальный чело­ век, настроенный исключительно на позитив, радуется жизни всегда, даже если обстоя­ тельства оборачиваются против него. Именно таким наивным и обаятельным добряком играет Листикова Олег Сапиро в спектакле МХТ им. Чехова. Режиссер Филипп Гуревич решил постановку в условном ключе. Актеры смотрят не на партнеров, а в зрительный зал и говорят несколько отстраненно. Происходящее кажется нереальным. Пусть изме­ няет жена, предает лучший друг, ни за что бранит отец: чудаковатый Вася ни с кем не спорит, всем уступает. Мир вокруг зло и цинично пользуется Васиной добротой. Но за­ ядлый оптимист не считает себя проигравшим, лелея собственное внутреннее счастье. «Записки покойного Белкина» / МТЮЗ Кама Гинкас соединил в одном спектакле МТЮЗа пушкинские повести «Метель» и «Выстрел», почувствовав их взаимосвязь. Экстремальные ис­ пытания проверяют людей на прочность. То природная стихия обрекает на вечную разлуку. То игра случайностей и совпадений прихотливо сводит су­ женых. То сила воли сверхчеловека диктует и навязывает свое. В поста­ новку вплетены философские стихи Пушкина и размышления о его судьбе. Старинные костюмы, сдержанные и благородные манеры создают атмо­ сферу былых времен. Но сокровенные переживания, страхи и откровения о хрупкой жизни и неизбежной смерти пронзительно современны. И вполне естественными видятся обращения актеров к «Википедии» и даже гироскутер, на котором скользит по сцене нежная барышня в кри­ нолине. «Совершенно невероятное событие» / «Мастерская Петра Фоменко» Новое интригующее название получила знаменитая пьеса Гоголя «Женитьба». По воле ре­ жиссера Евгения Каменьковича все происходящее на сцене «Мастерской Петра Фоменко» совершенно невероятно. Действие происходит в фотоателье купцов Купердягиных. Неза­ дачливая невеста Агафья Тихоновна (Ольга Бодрова) — наследница перспективного се­ мейного дела, но фотография и коммерция совсем не волнуют красавицу, измученную неразрешимым выбором женихов. Между тем бойкая служанка Дуняшка (Екатерина Но­ вокрещенова) лихо управляется с громоздким фотоаппаратом, увековечивая претенден­ тов на руку Агафьи. А хищные сват Кочкарев (Юрий Буторин) и сваха Фекла Ивановна (Мадлен Джабраилова) воюют друг с другом не на жизнь, а на смерть. Будто борются не за выгодный куш матримониального дела, а за души своих подопечных. «Питер Пэн» / Большой театр На Камерной сцене Большого театра появилась опера по произведениям Джеймса Барри. В звучаниях мелодичной музыки Андрея Рубцова ожи­ вают светлые мечты прекрасной Венди (Александра Наношкина). Летаю­ щий мальчик Питер Пэн (Роман Коллерт), не желающий взрослеть, больше похож на сказочного принца из девичьих грез, чем на зачинщика опасных игр. Хотя приключений в спектакле, поставленном Ниной Чусовой, тоже предостаточно. Декорации художника Виктора Платонова — гигантские книжки-раскладушки — представляют то старинную городскую улочку, то фантастические пейзажи. У каждого актера есть двойники — куклы­ марионетки. Их полеты на фоне звездного неба особенно эффектны. Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА ТЕАТР

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==