№ 83 / Осень-Зима 2024-25

классик OPEN №83 2024–2025 62 Когда отец давал маленькому Антонио первые уроки игры на скрипке, он вряд ли предполагал, что сын быстро превзойдет его в мастерстве. Уже в 13 лет мальчик стал подменять отца в оркестре капеллы и начал сочинять соб- ственные опусы. рыжий священник Природный талант определил музыкальное направ- ление в судьбе Вивальди. Другое направление было пре- допределено сразу после его рождения — мать Антонио дала обет: если мальчик выживет, он будет посвящен церкви. С юных лет Антонио готовился стать священни- ком — прислуживал во время богослужений, постигал азы богословия и заучивал ход мессы. Впрочем, стать священником ему мешали два обстоятельства. Во- первых, слабое здоровье — астма не давала провести мессу от начала до конца. А во-вторых, непоседливый и взбалмошный нрав. Бывало, юный Антонио сбегал из ал- таря прямо посреди службы, потому что в голову ему приходила новая мелодия, которую он спешил записать. И все же юноша был рукоположен, что помимо прочих ограничений означало для католика и пожизненное без- брачие. Но занятие музыкой для духовных лиц не только не возбранялось, но даже поощрялось. История знает немало композиторов, вышедших из среды священнослу- жителей или начинавших свой творческий путь в капел- лах соборов. В те годы Италия, да и вся Европа переживала музы- кальный бум. Стремительно развивались жанры. Камерная музыка вырастала до симфонических масштабов. Опера становилась едва ли не главным зрелищем, доступным уже не только аристократам, но и людям из иных сословий. Певцы, музыканты-виртуозы и композиторы-новаторы становились настоящими звездами, поддерживались меце- натами, обзаводились импресарио и обогащались, концер- тируя по всей Европе. В таких условиях жесткой конкурен- ции пробиться к славе было непросто. Молодой Антонио сначала получил известность как выдающийся скрипач. Способствовала популярности и яркая внешность — огненно-рыжая шевелюра и горящие вдохновением глаза. У прихожан собора Святого Марка, а потом и у всех меломанов Венеции он стал популярен как Prete Rosso — Рыжий священник. Под этим прозви- щем он сыграл свои первые публичные концерты, часто выступая в дуэте с отцом. Первым сочинением Антонио, ставшим известным ши- рокой публике, стала соната Laetatus sum—«Будем лико- вать». Уже по одному этому названию можно судить об эмоциональности и жизнерадостности стиля юного сочи- нителя. О Вивальди-младшем заговорили как о новом Ко- релли (чрезвычайно популярном в тот период компози- торе и мультиинструменталисте, основателе новой формы — концертов для скрипки с оркестром). Действи- тельно, в произведениях юного Антонио заметно его вос- хищение Корелли. Но в то же время о подражании извест- ному маэстро говорить не приходится. Вивальди быстро нашел свой неповторимый музыкальный почерк, и се- годня, спустя три века, узнаваемый практически с первых нот. слава и молва Признание Вивальди как композитора не заставило себя ждать. Одно за другим он включает собственные со- чинения в свои концерты, и публика принимает их вос- торженно. Его опусы, изданные немалыми тиражами, на- чинают звучать в музыкальных гостиных и на концертных площадках. Первая же опера молодого маэстро—«Оттон на вилле» — сразу выходит на подмостки театров и по- рождает волну заказов на новые оперы. Критики отмечали небывалую свободу Вивальди в соз- дании вокальных партий. В то время все роли и в театрах, и в опере играли только мужчины. Женские вокальные партии исполняли певцы-кастраты. Словно забывая об этом, Вивальди включал в арии героинь необычайно высо- кие ноты. Как справятся с ними певцы? Публика ждала этих моментов с замиранием, что добавляло особой остроты премьерам. В 1703 году Антонио получил постоянную работу, что называется, по специальности. Он стал преподава- телем музыки в венецианском Ospedale della Piet`a, что можно дословно перевести как «Больница милосер- дия». Об этом заведении стоит сказать подробнее. Когда-то это была действительно больница при жен- ском монастыре. Но ко времени жизни Вивальди она превратилась сначала в приют для девочек-сирот, а потом в некое подобие музыкального пансиона. Уже не только сироты, но и девочки из благополучных семей постигали здесь основы искусств, церковного катехи- зиса, добропорядочного поведения и светского этикета под патронажем правительства Венецианской респу- блики. Антонио оказался не только талантливым музы- кантом, но и способным педагогом. Многие из его уче- ниц стали впоследствии известными инструменталист- ками и вокалистками. К тому же работа в этом пансионе отнюдь не отвлекала Вивальди от композиторской дея- тельности, а, наоборот, поощряла ее. Дело в том, что к каждому христианскому и светскому празднику на- чальство требовало от воспитанниц и их наставника новых концертных программ. А поскольку праздновали венецианцы часто, Вивальди приходилось чуть ли не каждую неделю выдавать целые букеты сонат, пьес, этюдов, а то и целых скрипичных концертов. И по- скольку проработал он в этом заведении более 30 лет, итогом его творческой деятельности стали 517 концер- тов, более 50 опер и огромное количество произведений малых жанров. Даже для тех времен невероятной музы-

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==