№ 83 / Осень-Зима 2024-25

классик СОДИС 63 кальной плодовитости это беспрецедентно много. И, возможно, еще не все его творения дошли до нас! Концерты в Ospedale della Piet`a с участием Вивальди были настолько популярны, что их посещали даже ев- ропейские монархи, не говоря уж о венецианских дожах и знати сопредельных герцогств. А ведь маэстро еще и успевал гастролировать по горо- дам Италии и соседних стран. Особенно часто выступал в Вене. Подолгу задерживался в Мантуе, Милане и Риме. Он лично руководил постановкой своих опер. И когда был снят запрет на участие в постановках женщин-вокали- сток, творения Вивальди наконец раскрылись во всем ве- ликолепии. Можно ли при всем этом назвать маэстро Антонио ба- ловнем судьбы? Была ли его жизнь безоблачной? Отнюдь нет. Как и любая знаменитость, он не раз становился ми- шенью для наветов недоброжелателей. Главной темой этих наветов были подозрения в распутстве. Вивальди об- виняли во фривольных отношениях со своими ученицами в Ospedale della Piet`a и даже не раз увольняли из этого заведения, чтобы замять скандалы. Впрочем, быстро воз- вращали обратно, учитывая ценность музыканта для пан- сиона. Насколько обоснованы были эти обвинения? Трудно судить. Но если вспомнить, какой фривольной была атмосфера в Венеции XVIII века — городе Казановы и знаменитых куртизанок... Если представить, какими глазами смотрели юные воспитанницы на своего симпа- тичного огненно-рыжего и к тому же знаменитого мэтра... Если иметь в виду романтическую натуру самого синьора Антонио... Впрочем, не будем гадать. Доподлинно из- вестно лишь то, что две подопечных Вивальди, сестры Анна и Паулина Жиро, стали его постоянными спутни- цами — сопровождали в поездках и жили с ним в одном доме в Венеции. Слухи о неприемлемом для священника образе жизни доставляли Вивальди немало проблем. До- ходило до того, что в некоторые города Италии его не пу- скали по настоянию местных епископов и отменяли уже назначенные концерты. забвение и возрождение При жизни Антонио Вивальди был наиболее известен как оперный композитор. Его творения «Роланд, мнимый безумец», «Джустино», «Фарначе» многократно стави- лись на лучших сценах Европы, но... sic transit gloria mundi — так проходит земная слава. Когда маэстро еще не исполнилось и пятидесяти, он вышел из моды. Причиной этого, вероятно, было бурное развитие оперы и оркестро- вой музыки, и на фоне новаторских творений других ком- позиторов стиль Вивальди стал казаться чересчур архаич- ным. Еще недавно театры и оркестры засыпали его зака- зами. Он сочинял специально для королевских особ — ко дням их коронаций и семейных торжеств, подолгу гостил в Вене, во дворце императора Карла VI, был обласкан ме- ценатами, щедро финансировался своим главным покро- вителем маркизом Гвидо Бентиволио... И вдруг — утрата популярности, смерть покровителей, разгоревшаяся война в Европе... Когда говорят пушки, музы молчат. Последние годыжизни Вивальди провел в Вене, где на- деялся найти пристанище при дворе Габсбургов. Но импе- рия Габсбургов рушилась, и никому не было дела до прежнего фаворита их умершего монарха. Композитор больше не концертировал—не позволяло слабое здоровье, а его новые произведения никто не хотел исполнять. Вивальди за гроши распродавал рукописи своих опер. Болезнь мучила его все безжалостнее... Маэ- стро умер 28 июля 1741 года в нищете, 63 лет от роду, и был похоронен на кладбище для бедных. Могила гения не сохранилась. Зато осталась в истории сумма, выделенная венским магистратом на его похороны — нищенские 19 флоринов. Через месяц судебные приставы описали скуд- ное имущество композитора за долги. Партитуры его произведений попали в руки неизвестных и, вероятно, да- леких от музыки людей. И, казалось, все шло к тому, что имя Вивальди будет стерто из истории. Минуло без малого 200 лет. В 30-х годах прошлого века исследователь творчества Иоганна Себастьяна Баха австрийский музыковед Вальтер Кольнедер обратил вни- мание на имя Вивальди, которое часто упоминалось в дневниках и письмах Баха, причем всегда в восторженных тонах. Музыковед начал разыскивать ноты произведений, оказавших столь большое влияние на Баха. В результате было обнаружено сразу 14 томов сочинений Вивальди. Каким-то чудом они сохранились в архиве маленького мо- настыря в предгорьях Альп. Музыка, которую современ- ники великого венецианца перестали ценить по достоин- ству, вызвала волну восторга в XX веке и продолжает по- корять мир и в наши дни. Сегодня многие музыканты включают произведения Вивальди в свой репертуар. Но для того чтобы в перво- зданном виде исполнить их, мало быть истинным виртуо- зом. Дело в том, что на современных инструментах со стальными струнами некоторые сочинения Вивальди во- обще невозможно сыграть. Нужны скрипки и альты точно такие же, как в XVIII веке. Их струны были сделаны из овечьих жил. Именно такие струны — мягкие, податли- вые — позволяют передать все совершенство музыки ве- ликого композитора. Одним из современных коллекти- вов, наиболее аутентично исполняющих произведения Вивальди, считается оркестр итальянских виртуозов под управлением Фабио Бионди. Особой популярностью пользуется цикл скрипичных концертов «Четыре времени года». А один из его фрагментов — «Гроза» — вошел в десятку самых узнаваемых музыкальных произведений всех времен. Кто знает, может быть, в этой захватываю- щей музыке эхом отразилась буря, сопровождавшая рож- дение гения... О!

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==