№ 49 / Лето 2013

обратный отсчет СОДИС 61 мыслимыми сочетаниями, которые порой получались ужасными, но чаще — приятными. рыжая роза Сам он мог выпить любую самую адскую смесь. Именно к этому времени относится его связь с девушкой легкого поведения по имени Рыжая Роза. Она становится одной из любимых моделей Лотрека. Друзья знали, что Роза больна сифилисом, и предупреждали об этом Анри. Но, увы, он отнесся к этому со своим обычным легкомыс- лием… По настоянию друзей художник начал лечиться, но потом с присущим ему фатализмом перестал следить за здоровьем. При этом Лотрек и не думал ме- нять образ жизни. С того самого вечера, как открылось кабаре «Мулен Руж», он стал его завсегдатаем. У художника даже был свой по- стоянный столик. Кстати, хозяин заведения повесил на пурпурной стене холла кабаре картину Лотрека «В цирке Фернандо: наезд- ница». Ничто так не увлекало Анри, как танцы в «Мулен Руж». Здесь давала представления известная танцовщица Ла Гулю. Художник рисовал среди шума и топота, в душной ат- мосфере кабаре. Он уже полностью порвал с натурализмом, который одно время привле- кал его. Теперь Лотрек прислушивался только к собственному голосу, давая волю ненасыт- ному, страстному любопытству к людям. Он принимается за большое полотно — «Танец в “Мулен Руж”». Это была его третья масштабная композиция после «В цирке Фер- нандо: наездница» и «Танцев в Мулен де ла Галетт». Лотрек изобразил публику «Мулен Руж», своих друзей, Ла Гулю с партнером, танцующих кадриль. Блестящий паркет отражал их дви- жения, образуя поразительные арабески, бесподобный вихрь. Это полотно было лишь началом. Ему еще много надо было узнать в «Мулен Руж». В начале 1890 года Лотрек получает приглашение при- нять участие в брюссельской выставке «Группы двад- цати», уже второе, и решает поехать в Бельгию. Там ху- дожник представил пять своих полотен. В выставке также приняли участие Ренуар, Сислей и Сезанн. Были на том вернисаже и работы Ван Гога. Лотрек не мог насмотреться на его «Подсолнухи», на «Плющ» и «Красный виноград- ник», на «Пшеничное поле при восходе солнца». Однако картины Ван Гога вызывали восторг далеко не у всех. На банкете, посвященном открытию выставки, бельгийский художник де Гру, тщедушный человечек ро- стом не выше Лотрека, заявил, что снимет свои картины, если из зала не уберут «отвратительную мазню Ван Гога, этого невежды и шарлатана». Тогда Лотрек, несмотря на свою ненависть к скандалам, вскочил с места и, размахи- вая руками, закричал, что это возмутительно — оскор- блять такого великого художника. Де Гру стоял на своем. Дело дошло до того, что Лотрек и де Гру под общий гвалт выбрали секундантов. Присутствовавшим, однако, уда- лось ссору потушить. В конце весны произошла последняя встреча Лотрека с Ван Гогом. В своей мастерской Анри показал другу свои последние работы и среди них портрет мадемуазель Дио, который Винсент нашел «поразительным». Потом друзья расстались. Ровно через три недели Винсент, истерзанный душевными муками, поднялся на Оверское плато и вы- стрелил себе в грудь. «Страданиям нет конца!» — сказал он, умирая. Ему было тридцать семь лет. одержимость цветом Лотрек продолжал упорно работать. Он фиксировал разгульнуюжизнь Монмартра на холсте и картоне светлыми тонами: розова- тыми, лиловатыми, зеленоватыми… Одержи- мый цветом, художник видел во всех оттенках зеленого нечто демоническое. Лотрек жил в каком-то головокружитель- ном темпе: из «Мерлитона» — в бар, из «Ша- Нуар» — в «Мулен Руж», из дома терпимо- сти — в цирк. Он увлекал за собой всех прия- телей, которые попадались ему на пути. Домой Лотрек возвращался все позже и позже и с крайней неохотой. Одиночество—вот чего он страшился. Теперь он пил не только ради удо- вольствия, но и потому, что уже не мог обой- тись без алкоголя. Едва проснувшись, худож- ник выпивал бокал вина. А потом весь день — вермут, ром, абсент, арманьяк, шампанское, коктейли… Количество работ в его мастерской все увеличивалось. Он оставался верен своим темам: девушки легкого поведе- ния, портреты друзей, сцены танцев. Манера его письма становилась все более убедительной, характерной, лако- ничной. Лотрек без прикрас раскрывает внутреннюю сущ- ность своей модели, срывает с нее все покровы, обнажая истину. Его почерк не узнать невозможно. Ему явно пошла на пользу работа над афишами и плакатами, заказы на ко- торые он всегда брал с удовольствием. Собственно, можно сказать, что именно он создал искусство броского, эф- фектного плаката. Художник обладал всеми необходи- мыми плакатисту данными — чувством монументально- сти, декоративности, необходимой экспрессией стиля. Уже первая афиша «Мулен Руж», расклеенная по всему Парижу, мгновенно сделала его знаменитым, по крайней мере как плакатиста. Лотрек настолько сросся с Монмартром, что, каза- лось, стал одной из его достопримечательностей. Тем

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==