№ 49 / Лето 2013

обратный отсчет OPEN №49 2013 62 бо' льшим шоком для друзей и знакомых стало исчезнове- ние художника. Вскоре они обнаружили, что он «мигри- рует» по всему Парижу, а его «бивуаками» стали дома терпимости. Образ жизни Анри приводил в ужас его род- ных — они видели, как он опускается, но Лотрек ничего не мог с собой поделать. Отверженный и презираемый, он тянулся к таким же существам, выкинутым из нормальной жизни. Теперь он еще острее чувствовал свою «особость». Стоило ему ока- заться среди людей, не привыкших к его внешности, и он сразу же замечал жалостливые лица одних и насмешли- вые голоса других. В домах терпимости ему ничто подоб- ное не угрожало. Обездоленность Лотрека и обездолен- ность обитательниц этих заведений объединяла их, по- рождала между ними совершенно особые отношения. Лотрек помнил даты именин и дни рождения всех девиц, делал им подарки. Он выслушивал их исповеди, писал за них письма, утешал скорбящих. Они принимали его ласку и нежность, были покорены его учтивостью, мягкостью, пониманием. Во время застолий Лотрек сидел на почет- ном месте, рядом с Мадам— хозяйкой заведения. Он раз- нообразил меню, принося лакомства, изысканные вина. Он был своим и мог в любое время заходить в комнаты к девушкам. Это был его дом, его семья. вершина славы Свои картины Лотрек писал, не делая никаких уступок романтизму, но и без вульгарности, избегал как непри- стойности, так и сентиментальности. Он стремился дока- зать: никто никого не имеет права вычеркивать из жизни. Уж кто-кто, а он это знал не понаслышке. К этому времени Лотрек не ощущал недостатка в за- казах. Его искусство начинают ценить и понимать. Он много выставляется. Возрождающееся искусство лито- графии, которым Лотрек стал заниматься в 1893 году, вы- двинуло его в первые ряды французских графиков. Его изумительные эстампы «Ла Гулю и ее сестра» и «Англи- чанин в “Мулен Руж”», как и многие другие, были напеча- таны и выпущены в продажу. Лотрек стал так знаменит, что появились даже под- делки его работ. Лотрека хвалит строгий, взыскательный Дега. К этому времени относится и его персональная вы- ставка. Она продолжалась два месяца и вызвала благоже- лательные отзывы. Тем не менее родные, включая отца, относились к Анри как к позору семьи. Только мать, безумно любив- шая и жалевшая сына, пыталась оградить его от беспут- ной жизни. Увы, Лотрек был уже не тем человеком, что раньше. Несмотря на сохранившуюся любовь и неж- ность к матери, тихий семейный уют уже не мог удо- влетворить его. Лотрек не отказывался ни от каких заказов. Иногда, для развлечения, он рисовал даже модели шляпок. Больше всего времени, однако, художник проводил в кафешанта- нах и других увеселительных заведениях—рисовал певиц, комиков, куплетистов. В своей мастерской он работал над портретами. Совершив свой обычный рейд по ресторанам, изрядно захмелевший, Анри уже ночью садился на извозчика и за- сыпал, похрапывая и причмокивая. Так он спал часа два- три. Потом, проснувшись, приказывал ехать в типогра- фию. Подкрепившись первым бокалом вина, он вновь об- ретал свежесть и работоспособность. И так продолжалось день за днем. В том же 1893 году Лотрек открывает для себя париж- ские театры и становится постоянным зрителем «Комеди Франсез» и «Варьете». Одна за другой появляются его литографии, посвященные театральной жизни. Он по-прежнему остается кумиром для своих друзей. В то же время художник не терпит праздного любопыт- ства, тем более панибратства со стороны чужих. Однажды он в бешенстве избил палкой журналиста, который шутки ради схватил его за локти и приподнял. муравьед и броненосец Друзья утверждали, что кончики усов Лотрека не успевали просыхать, и хотя его редко видели по- настоящему пьяным, частые выпивки отравили его орга- низм настолько, что он почти постоянно находился в со- стоянии легкого дурмана. Постепенно падает его работо- способность. Если в 1893 году Лотрек создал около пятидесяти полотен, в 1894-м— сорок пять, то в 1895-м — уже тридцать пять. Помимо театра, его увлечением стали скачки (он с дет- ства обожал лошадей) и велодром. Гонщики вызывали у художника восторг. Они были воплощением силы, ловко- сти, словом, всего того, чего сам Лотрек не имел. Он по- знакомился с несколькими гонщиками и тренерами. Обая- ние спорта было так велико, что Лотрек купил себе станок для гребли и установил его в мастерской, тренируясь по нескольку часов в день. При этом о режиме он, есте- ственно, не думал, продолжая пить и поздно ложиться спать, как и раньше. Впрочем, увлечение это длилось не- долго. Работает он теперь какими-то рывками, судорожно бросаясь от одного к другому. Тем не менее из-под кисти и литографического карандаша по-прежнему выходят шедевры. В начале 1896 года в Париже проходит выставка Лотрека. На ней были представлены его произведения многих жанров, на самые различные темы. Не экспониро- вались лишь работы, посвященные домам терпимости, — Лотрек не хотел скандала. Точнее, такие работы там были, но они были заперты в двух небольших комнатах, куда ху- дожник допускал только самых доверенных лиц. Лотреку только тридцать три года, его творения пре- красны, но их по-прежнему с каждым годом становится

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==