№ 52 / Весна 2014

OPEN №52 2014 20 — Как у вас появился такой демонический образ, нео- бычный не только для советского актера, но и для со- ветского человека? —Все произошло естественно. В начале своей кинока- рьеры я сыграл простого шофера — это был типичный со- ветский человек и типичное советское кино. В фильме моим партнером был Всеволод Санаев. А потом я начал лысеть, и стал проявляться совершенно другой типаж. И вот как-то, уже в этом новом типаже, прихожу я на пробы фильма «Рожденная революцией», и мне говорят: «Повернитесь вправо, повернитесь влево, возьмите ружье...» И дали роль уголовника. С тех пор я стал играть бандитов и злодеев. Режиссеры приглашали на съемки: «Саша, приезжай: день в тюрьме, день в бане…» А гарде- робщицы в театре говорили: «Александр Георгиевич, вы такой кровожадный!» — Ваш злодейский список прервался на фильме Алек- сея Германа «Мой друг Иван Лапшин». — Я снимался у Германа, когда уже очень много знал о профессии. Долгоработал вТеатреВахтангова и выучил пра- вило Эфроса: актер должен знать свое место в формуле. Я тогда уже и Кощея Бессмертного сыграл, и Смерть в «Звезде и смертиХоакинаМурьеты».Ивот великийразрушитель сте- реотипов Герман пригласил меня на роль судмедэксперта. — И как вы к этому отнеслись? — Мне позвонили, и я поехал на встречу. Зная, что фильмы Германа лежат на полке и уже сделаны пробы на главные роли и утверждены Андрей Болтнев и Андрей Миронов. Герман сказал, что хочет, чтобы я обязательно участвовал в картине. «Надо играть, ничего не играя, — сказал он. —Вы бываете — дома, где-то — самим собой?» А согласно нашей театральной школе всегда есть два че- ловека: актер-образ и актер-гражданин. И гражданин всегда контролирует образ. Герман требовал натурализма, настоящей жизни. На съемках он говорил: «Саша, посмотри в камеру». Мы знали, что в старых хрониках люди всегда заглядывали в камеру. Это был такой прием. И во время диалога я за- глядывал в камеру. Герман еще любил взять кого-нибудь из массовки в Астрахани, таких странных людей, одеть и поставить рядом с тобой. И ты вынужден был играть, но в другой манере, что очень важно. И потом сразу мне предложили роль пожилого любов- ника в картине «Убегающий август». Он был убегающий август, она цветущий май. Фильм показали, и где-то на гастролях подходит ко мне парень и говорит: «Александр Георгиевич, вы спасли мне жизнь». Он служил в армии, и от него ушла девушка. А в фильме главные герои расстаются. Он ждет звонка, телефон не звонит. Потом он смотрит на аппарат, идет на кухню и включает газ... И вот этот парень говорит: «Посмотрел я фильм и думаю: неужели я такой дурак, какФилиппенко, что я включу газ из-за девушки, которая меня бросила? Нет!» — Актеры часто бывают суеверны. Вы верите в судьбу? — В свое время я, маленковско-хрущевский пионер, верил, что можно реки вспять повернуть. А в судьбу?.. Нужно уметь читать ее знаки. Но не всегда получается. многоликий А лександр Филиппенко по образованию физик, но участие в КВН от МФТИ в конце концов привело его на сцену. Он окончил Щукинское училище, снялся в более чем 80 фильмах, играл в Театре на Таганке в самое его звездное время, 20 лет отдал Театру Вахтангова и почти столько же — своим знаменитым моноспектаклям. Уже много лет Филиппенко — народный артист России. И по сути, и по званию. Игорь СВИНАРЕНКО ИНТЕРВЬЮ

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==