№ 53 / Лето 2014
интервью OPEN №53 2014 22 в Питере… Нет, ни о чем не жалею. Работа с Германом — величайший жизненный опыт. Бесконечно ему благодарен! Меня даже мало интересует реакция зрителей и критиков, достаточно, что я научился самому ценному, что есть в кино: не играть! У Алексея Юрьевича артисты живут на экране. В буквальном смысле. Это очень сложная наука! — А не было ощущения, что он над вами издевается? —Часто. Постоянно. Герман мог и обидеть, и унизить. Еще как! — Сознательно? — Безусловно! Чтобы вызвать нужную ему эмоцию перед камерой. — Отвечали? —Из-за этого мы по полгода не разговаривали, обща- лись через Свету Кармалиту, жену режиссера. Теперь, увы, вдову…Она все время нас мирила, это была ее основ- ная функция. Но иногда мое терпение иссякало. Однажды Герман даже искал по всей Европе артиста мне на замену. Не нашел второго такого же урода… — А из-за чего вы повздорили? — Пока Алексей Юрьевич говорил всякие слова в мой адрес, я терпел, но потом он перекинулся на друзей… Не хотел бы углубляться в подробности. Будь Герман жив, я мог бы рассказать вам больше, а так... В любом случае не надо делать из него икону, он был нормальным, живым, грешным. Как все мы. Только еще очень талантливым. — Что заставило вас вернуться в тот раз на съемоч- ную площадку? — Прошло время, примирило. Потом мы обнимались, целовались, опять ссорились. Повторяю, Герман всех под себя подминал. Были люди, которые с этим соглашались, а я чувствовал себя некомфортно. — Пятнадцать лет на кинокартину — это серьезно, ничего не скажешь… — Ну, снимали-то мы семь. С большими перерывами. Потом был монтаж, полтора года озвучания. Да, это целая жизнь, четверть того, что я провел на белом свете… —Если бы знали, что история так затянется, согла- сились бы? — Вне всякого сомнения. Артисты — люди завистли- вые, я много раз думал, как же повезло Андрею Миро- нову, Ролану Быкову, Юрию Никулину, Людмиле Гур- ченко... Они снимались у Алексея Юрьевича, сыграв, может, самые необычные свои роли. Вот и я приобщился… Быть актером Германа все равно, что получить знак каче- ства… Алексей Юрьевич очень надеялся на последнюю картину, относился к ней как к исповеди, потому и рабо- тал столь мучительно долго. Но, если говорить совсем честно, не думаю, что это лучший фильм Германа. Мне по- прежнему больше нравятся «Мой друг Иван Лапшин» и «Проверки на дорогах». Хотя «Трудно быть богом» снят фантастически здорово, у зрителя возникает полное ощу- щение, будто камера попала в Средние века. Но… слиш- ком медленно, очень подробно. Настолько, что забыва- ешь, о чем фильм. Содержания нет, сюжета. И эмоций маловато… —Мне казалось, для Германа было важно донести до зрителя главную мысль: на смену серым всегда приходят черные. —Сэтим-то как раз понятно, сложнее объяснитьмотива- цию поступков дона Руматы... Не критикую Алексея Юрье- вича, нет. Более того, буду счастлив, если окажется, что я глубоко ошибаюсь, а картина—совершенство, шедевр. — Роль изменила вас, Леонид? — Даже не роль, а сотрудничество с Германом. Не то чтобы стал мудрее, но с Алексеем Юрьевичем было инте- ресно, он ни на кого не похож. Это вне категорий «нра- вится — не нравится». Конечно, я предпочел бы работать быстрее и плотнее. Если надо, трое суток не спал бы ради результата. Герман избирал иной ритм: сегодня — два часа, завтра — час… Он часто жаловался на плохое само- чувствие. Мне казалось, это спекуляция и симуляция с целью прикрыть неготовность снимать. Наверное, и это присутствовало, хотя я понимал: Герман реально болен, и мне очень жаль, что его нет с нами… — Знаю, Леонид, вы живо интересуетесь политикой. А с высшим руководством страны общались? С президен- том Путиным? —Несколько раз разговаривали. На приемах в Кремле, на КВН… Не скажу, будто гоняли с ним чаи, тем не менее почти уверен: если будет экстраординарный случай и со- всем прижмет, в течение пары дней мне удастся встре- титься с Владимиром Владимировичем. Думаю, он не от- кажет… Хотя я не слишком удобный для власти человек. Молчать и поддакивать не буду, свое мнение всегда вы- скажу. Наверное, потому и не зовут в общественные со- веты. Как говорится, во избежание... Но я не переживаю. Пока есть, чем заниматься в профессии, еще не все в ней сделал. В этом смысле я наглец, считал, что могу сыграть любую роль. Если бы больше доверяли. Как тому же Ян- ковскому, например. А в шестьдесят лет пространство для маневра сужается… — Кстати, как вы собираетесь получать пенсию, если ваша трудовая книжка тридцать лет дома проваля- лась? — Во-первых, государство платит такую смешную сумму, что на нее не выжить. А во-вторых, я лауреат Гос- премии России, мне в любом случае положена пенсия, вне зависимости от официального стажа. Но я не делаю ставку на эти деньги. Сам заработаю. Предложениями не засыпан, тем не менее продолжаю сниматься в кино и для ТВ. Сейчас вот с Художественным театром рассчитываю договориться о постановке. Режиссером должен быть Се- режа Газаров, художником — Саша Боровский. Спек- такль точно не останется незамеченным. Надеюсь, все сложится, и в конце года дебютирую на сцене МХТ. ЕБЖ, как любит повторять Олег Табаков. Если будем живы… О!
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==