№ 53 / Лето 2014
классик OPEN №53 2014 48 но это ее нисколько не волновало. Просто приходилось чаще обновлять гардероб. Свободное время она прово- дила за музицированием, чтением книг любимых авторов и разгадыванием кроссвордов в «Таймс». театр и кино Во время Второй мировой войны Кристи совмещала писательский труд с работой в лондонском госпитале, снова в отделе фармакологии. После войны она продол- жает трудиться с прежней интенсивностью и в 1950 году публикует свой пятидесятый детективный роман. В этот период Кристи гораздо больше времени, чем прежде, уде- ляет работе над пьесами. Почти все они переделаны из ее романов. Особенно интересна судьба пьесы «Мыше- ловка». Поставленная в ноябре 1952 года в лондонском «Амбассадоре», она шла там без малого четверть века, побив все мировые театральные рекорды. Для иностран- ных туристов посещение спектакля стало таким же ритуа- лом, как визит в лондонский Тауэр, экскурсия к Биг-Бену или Букингемскому дворцу. С кинематографом и телевидением, однако, у Кристи отношения складывались не столь удачно. Нет-нет, зри- тели принимали фильмы по ее произведениям на ура. В них снимались такие звезды мирового экрана, как Ингрид Бергман, Ванесса Редгрейв, Шон Коннери, Питер Усти- нов, Шарль Азнавур. Однако самой Кристи эти фильмы не нравились. Исключение составляла лишь одна картина — «Свидетель обвинения» режиссера Билли Уайлдера с Марлен Дитрих и Чарльзом Лотоном в главных ролях. Кристи, как уже говорилось выше, отличалась по- разительной скромностью, можно даже сказать, застен- чивостью. Публичные выступления всегда были для нее пыткой. «Мне легче написать десять романов, чем произ- нести речь на каком-нибудь приеме», — как-то призна- лась она. Кристи крайне неохотно давала интервью. Со- гласно желанию писательницы, во всех книгах, изданных при жизни, печаталась одна и та же ее фотография 1930-х годов. Кристи не хотелось, чтобы ее узнавали на улицах. И, надо сказать, своего она добилась. Когда в конце 1950-х годов уже упоминавшаяся пьеса Кристи «Мышеловка» побила все британские рекорды, в отеле «Савой» был организован грандиозный банкет на тысячу персон. Приехав на него, Кристи обнаружила, что за- была дома пригласительный билет. Швейцар наотрез от- казался пропустить писательницу, и только благодаря вмешательству знакомых она смогла попасть на празд- ник, устроенный в ее честь. В 1960-е годы Кристи продолжала работать с завидной энергией, выпуская по роману в год. Она признавалась, что могла бы писать и больше, но очень высокий подоход- ный налог в Англии делал это бессмысленным. Прежде чем начать писать очередной роман, Кристи несколько недель «выхаживала» сюжет, гуляя по саду или парку, отмечая в блокноте последовательность ходов и сцен. Писать роман она, по свидетельству мужа, всегда начинала с последней главы. Самым популярным из созданных ею героев был и остается Эркюль Пуаро. Согласно опросам авторитет- ного детективного журнала «Эллери Куинз мистери мэгэ- зин», Пуаро по популярности у читателей стабильно за- нимает второе место, уступая лишь Шерлоку Холмсу. За ним идут Мегрэ, Ниро Вульф, Перри Мейсон и др. Самой Кристи, однако, Пуаро изрядно надоел. Кстати, если считать литературным дебютом 1920 год, когда Пуаро появился в первом романе писательницы уже вы- шедшим на пенсию, то в момент его смерти в книге «Зана- вес. Последнее дело Пуаро», выпущенной Кристи неза- долго до ее собственной кончины, ему должно было ис- полниться сто семнадцать лет! В 1971 году Кристи была награждена орденом дамы- командора Британской империи и получила право носить перед именем титул «дама». Так как в 1968 году ее муж Макс Мэллоуэн за выдающиеся заслуги перед британской археологией был возведен в рыцарское достоинство, Кри- сти, будучи его женой, получила право на титул «леди». Обращаясь к ней, ее называли теперь либо ледиМэллоуэн, либо дама Агата… последняя тайна Агата Кристи тихо скончалась 12 января 1976 года в своем доме в Уоллингфорде, неподалеку от Оксфорда, и была похоронена на местном церковном кладбище Святой Марии. В тот вечер, когда она умерла, во время спекта- клей все театры Вест-Энда притушили свои огни. Агата, беспокоившаяся, кто будет заботиться о Максе после ее смерти, взяла с него слово, что, когда ее не ста- нет, он женится на Барбаре Паркер, их общей приятель- нице. Этот брак был заключен в сентябре 1977 года. Меньше чем через год Мэллоуэн скончался. Умирая, Агата Кристи унесла с собой в могилу послед- нюю из многочисленных, всю жизнь окружавших ее тайн. Кристи считали самой богатой писательницей в Велико- британии, а может, и мире. Только в 1975 году она зара- ботала около 1 млн фунтов. Во сколько оценивалось ее состояние? Сколько она оставила своим наследникам? Все эти вопросы пока без ответа. В конце января 1976 года лондонская «Файненшл таймс» писала, что даже «Эркюль Пуаро и Джейн Марпл встали бы в тупик, доведись им расследовать вопросы, связанные с наследством писа- тельницы». Справедливости ради следует отметить, что Кристи всегда отличалась щедростью. Права на многие свои про- изведения она передавала родственникам, крестникам, друзьям. На ее деньги были созданы два приюта — для старых одиноких женщин и для детей с физическими не- достатками. Это была великая женщина. О!
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==