№ 53 / Лето 2014

обратный отсчет СОДИС 59 Александрии, Антоний подготовил к бою остатки своих войск и приказал кораблям выйти из гавани. Однако ему изменил сначала флот, а потом и сухопутные отряды. Когда оставшийся без армии полководец вернулся во дворец, навстречу ему выбежали слуги Клеопатры с кри- ками, что царица заперлась в построенной для нее усы- пальнице и там покончила с собой. «Какой же я полководец, если даже женщина пре- взошла меня решимостью», — с горечью восклицает Ан- тоний. Он призывает своего верного раба Эроса и прика- зывает ему вонзить меч себе в сердце — таков был их дав- ний уговор. Эрос поднимает меч, но наносит удар не Антонию, а себе. «Отлично, Эрос, — восклицает импера- тор, — ты не сделал то, о чем я просил, но зато показал, как это делается». Взяв меч, он вонзает его себе в живот, но удар недо- статочно силен. Залитый кровью Антоний падает на ложе, умоляя добить его, но испуганные слуги разбегаются. В эту минуту в покои вбегает секретарь Клеопатры и сооб- щает триумвиру, что царица жива и жаждет его видеть. Антоний приказывает рабам немедленно нести его к усы- пальнице. Однако тяжелая подъемная дверь уже опущена, и царица отказывается поднять ее, опасаясь, что римляне, ворвавшиеся в город, могут проникнуть в ее последнее убежище. Антония обвязывают веревками и ремнями, и царица с двумя своими прислужницами с огромным тру- дом втаскивают его в окно верхнего этажа. Клеопатра с трогательной нежностью пытается облег- чить страдания супруга. Она перевязывает его рану. Раз- рывает собственные одежды. Антоний успокаивает Клео- патру. Затем он просит царицу принести ему вина, зная, что это может ускорить агонию и приблизить смерть. Она выполняет его просьбу. Антоний умирает. В это время в дверь уже стучатся люди Октавиана. Клеопатра вступает с ними в переговоры, которые опять же идут через дверь- плиту: царица, опасаясь предательства, не разрешает при- вести в движение подъемный механизм. Ее уговаривают положиться на милосердие Октавиана, обещают сохра- нить за ее детьми трон. Тем временем один из римлян, поднявшись по лестнице, приставленной к окну, через ко- торое втащили Антония, прыгает внутрь. Клеопатра пы- тается заколоться кинжалом, но у нее отбирают оружие и успокаивают — она под защитой Октавиана и жизни ее ничто не угрожает. Под надежной охраной Клеопатру до- ставляют во дворец. Обращаются с ней учтиво, но внима- тельно следят, чтобы она не лишила себя жизни. Царица объявляет голодовку, но ей намекают, что она подвергает смертельной опасности жизнь своих детей. Угроза приво- дит ее в ужас. Она снова начинает принимать пищу. Од- нако вскоре один римлянин, тайный поклонник Клеопа- тры, уведомляет ее, что через несколько дней царицу с детьми отправят в Рим. Царская семья должна будет уча- ствовать в триумфе победителя в качестве пленников. И Клеопатра принимает окончательное решение. К счастью, во дворце у нее еще остались верные люди, готовые вы- полнить ее последнюю волю. Утром следующего дня с разрешения Октавиана ца- рица отправляется на могилу Антония. Она возлагает цветы и долго сетует на судьбу, которая безжалостно раз- лучила ее с любимым. Безусловно, скорбь ее была совер- шенно искренней, но, зная характер Клеопатры, можно смело предположить, что не меньшую боль причиняла ей мысль о потере трона и могущества. Возвратившись во дворец, Клеопатра заказывает себе поистине царскую трапезу, а в это время в ворота дворца уже входит не- взрачный крестьянин с плетеной корзиной. Он принес де- серт к трапезе царицы. Бдительные стражи поднимают крышку. В корзине смоквы, крупные спелые смоквы. «Ну и лакомка же эта Клеопатра!» — смеются воины. Корзина с нетронутыми смоквами стоит на изящном столике в покоях царицы. Клеопатра заканчивает писать письмо, запечатывает его и велит отнести Октавиану. Затем отсылает всех слуг и оставляет только двух верных прислужниц, которые прятались с ней в усыпальнице. В роскошных царских одеждах и диадеме она садится на свое позолоченное ложе. Одна из рабынь переносит кор- зину на ложе… В Александрии никто, даже дети, не боится змей. Их называли добрыми духами в память о великом Алексан- дре. Ведь по преданию именно Змей показывал македонцу дорогу через пустыню к знаменитому храму Амона. Алек- сандрийцы даже завели обычай брать змей в свои дома. Их кормили мукой, смешанной с вином и медом. Легкий свист, щелчок пальцами, и змеи выползают к своей тра- пезе. Снова щелчок, и они исчезают в своей норе. Одна из рабынь открывает крышку и щелкает паль- цами. Из-под плодов и листьев на дне выползают две змеи. Они совсем небольшие, всего по пол-локтя в длину. У них белое брюшко, два бугорка над глазами и чешуйчатая кра- пленая рыжими точками спина. Египтяне называют их аспидами, на самом деле это пустынные гадюки. Клеопа- тра знает — одного их укуса достаточно, чтобы подарить ей почти безболезненную быструю смерть. Царица бес- страшна и все же вскрикивает, почувствовав укус… Когда прибежали люди Октавиана, получившего письмо, в кото- ром Клеопатра просила похоронить ее рядом с Антонием, в покоях царицы они нашли лишь три бездыханных тела. На левом плече Клеопатры были две ранки, однако змей в помещении не нашли. Быть может, они уползли через дверь, выходившую на берег моря? Говорят, что два вол- нистых следа видели на песчаном пляже… Клеопатру с царскими почестями погребли рядом с могилой Антония. От их великолепной гробницы ничего не сохранилось. На месте, где она когда-то стояла, теперь плещется море. Но зачем гробница Клеопатре? Ведь в от- личие от ее предшественников, владык-фараонов, стре- мившихся увековечить память о себе с помощью пирамид, забвение ей и так не грозит. О!

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==