№ 57 / Лето 2015

обратный отсчет OPEN №57 2015 56 тайна имени Если вы зададитесь целью найти в Швеции человека с фамилией Гарбо, то напрасно потеряете время. Ни один швед никогда не носил и не носит такую фамилию. Она так же необычна, уникальна и экзотична, как женщина, которая придумала ее для себя. Зато людей с фамилией Густафсон в одном только Стокгольме несколько тысяч. Именно так звали родителей девочки, появившейся на свет в этом городе 18 сентября 1905 года. Простые фер- меры, они лишь за несколько лет до этого приехали в сто- лицу. Малышку нарекли Гретой Ловизой, и она стала тре- тьим ребенком в семье, где уже были мальчик и девочка. Грета росла впечатлительной и очень застенчивой. Когда в дом приходили гости, она могла несколько часов про- вести под столом, стесняясь показаться посторонним на глаза. Густафсоны жили бедно, отец был занят на работах по уборке и благоустройству города. Мать занималась до- машним хозяйством. Грета ее любила и немного побаива- лась, отца же просто обожала. В школу ее отдали семи лет от роду. Девочка отличалась незаурядными способно- стями, но училась не блестяще. Особенно не любила она математику, географию и… гимнастику. И это при том, что Грета отлично каталась на коньках, бесстрашно спу- скалась на санках с самых крутых горок, а летом плавала, как настоящая русалка. Дело в том, что девочка безумно стеснялась своей очень крупной, по ее убеждению, фи- гуры. Была ли Грета на самом деле такой уж рослой? Нет, конечно. Просто век акселератов еще не наступил, и две- надцатилетняя девочка ростом 167 сантиметров даже скандинавам казалась великаншей. Возможно, Грета пе- реживала бы значительно меньше, знай она, что к двад- цати пяти годам прибавит в росте еще только два сантиме- тра. Пока же она с меланхоличной покорностью посещала занятия в школе. Жизнь ее была бы очень тоскливой, если б не одно увлечение… огни рампы Стокгольм — город театральный. К началу XX века в нем насчитывалось около двух десятков театров. Не- сколько из них находилось рядом с домом Густафсонов. Грета любила приходить к началу вечернего спектакля и подолгу стоять у входа, наблюдая, как публика проходит внутрь. Иногда добрая билетерша разрешала ей пройти в зал, и тогда Грета как зачарованная смотрела на лица актеров, чудесно преображенные огнями рампы. Возвращаясь домой, она мечтала когда-нибудь тоже выйти на сцену. А пока… пока она устроила собственный театр на чердаке одного из соседних домов. Труппу составили близкие подруги. Нехитрый реквизит и костюмы приносили из дома. Грим с успехом заменяли акварельные краски. Имя исполнительницы главных ролей и режиссера-постанов- щика можно не называть. Летом 1920 года Грете Густафсон пришлось распро- щаться с детством. После долгой болезни скончался ее отец. Из школы девочка ушла и поступила на работу. Мягко говоря, не очень престижную. В расположенной по соседству с их домом парикмахерской Грета помазком на- носила мыльную пену на щетинистые щеки клиентов. Впрочем, проработала там она не очень долго. По реко- мендации сестры ее взяли продавщицей в крупнейший универсам Стокгольма. В отдел дамских шляпок. Фешене- бельный магазин придавал большое значение рекламе своих товаров. На необычайную красоту лица Греты об- ращает внимание дирекция, и вскоре ее фотографии в шляпках различных фасонов появляются в рассылаемых по почте каталогах магазина. Грете было всего пятнад- цать, но выглядела она вполне взрослой девушкой. Кроме того, Грета оказалась чрезвычайно фотогеничной, а ее за- стенчивость и подростковая угловатость перед объекти- вом фотокамеры каким-то волшебным образом бесследно исчезали. Снимки Греты привлекают внимание режиссера, сни- мавшего коротенькие рекламные фильмы в комическом ключе. Результатом творческого содружества стало не- сколько короткометражек с весьма говорящими названи- ями вроде «Как не надо одеваться» или «Как не надо есть». Будущие поклонники элегантной, изысканной Гарбо с трудом узнали бы своего кумира в мешковатом клетчатом мужском костюме или жизнерадостно упле- тавшей за обе щеки сдобные булочки. Тем не менее Грета очень гордилась своим дебютом, и когда дирекция мага- зина запретила ей дальнейшие съемки, предпочитая ви- деть ее за прилавком, сделала решительный шаг. Она бро- сает работу в магазине и почти сразу получает приглаше- ние сняться в небольшой малобюджетной комедии режиссера Петшлера. Особой известности Грете эта лента не принесла, но жизни без кино она себе уже не представляла. театральная академия Девушка, однако, понимает, что без специального об- разования думать о карьере актрисы несерьезно. Она срочно учит наизусть несколько отрывков из пьес и с тре- петом переступает порог Королевской театральной ака- демии. И, о чудо, ее принимают. Успех немалый. Ведь кон- курс в академию в те дни был вполне на современном уровне — десять человек на место. Нельзя сказать, что за время учебы (а Грета провела в академии чуть меньше по- лутора лет) она так уж сильно выделялась среди других студенток. Разве что своим ростом, застенчивостью, про- белами в образовании и очаровательной рассеянностью. Однажды профессор спросил у нее дату рождения знаме- нитого драматурга Стриндберга. «Стриндберг? — мечта-

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==