№ 57 / Лето 2015
обратный отсчет OPEN №57 2015 60 любовного треугольника. Как правило, сюжеты этих фильмов были довольно слабыми, но зрителей это мало волновало. Все, что им было нужно — это видеть своего кумира на экране. Кстати, великая актриса считала свой талант достаточно ограниченным и никогда не была удов- летворена результатами работы. В то же время она по- нимала, что могла бы играть героинь греческих трагедий, пьес Шекспира и Чехова. В 1935 году Гарбо снялась в роли, которая считается одной из самых сильных в ее творчестве. Грета решила вернуться к роману Льва Толстого «Анна Каренина». Первый, немой фильм «Любовь» (1927) был весьма воль- ной экранизацией книги, но принес Гарбо немалый успех. В новой версии актрисе удалось значительно усилить тра- гедийное начало. Экранизация получилась весьма близ- кой по духу к оригиналу, а Гарбо в роли Карениной была настолько точна, что порой трудно поверить, как голли- вудская дива могла быть столь органичной в роли русской женщины. За эту роль Гарбо получила награду от гильдии кинокритиков в номинации «Главная женская роль», также картина стала лучшим иностранным фильмом на Венецианском кинофестивале 1935 года. Однако вершиной творчества Гарбо этого периода стала «Дама с камелиями» (1936), снятая по роману Алек- сандра Дюма-сына. Фильм в очередной раз подтвердил, что Гарбо является талантливейшей трагической актри- сой. Картина имела огромный успех. Работу актрисы вы- соко оценила дочь Дюма, а уж она-то видела в главной роли этого произведения и Сару Бернар, и Элеонору Дузе. Позднее Гарбо получила письмо от последней жены Мао Цзэдуна, тоже актрисы. Та, по ее словам, так часто смо- трела этот фильм, что вконец испортила пленку. добровольное одиночество Гарбо исполнилось тридцать шесть лет, когда на экран вышел ее двадцать седьмой фильм — «Двуликая жен- щина». Комедия получилась слабой, да и время ее выхода в прокат было не самым удачным — 31 декабря 1941 года, всего спустя три недели после вступления Соединенных Штатов в войну. Тем не менее уязвленная отрицатель- ными отзывами Грета дала себе слово больше не сни- маться в откровенно посредственных лентах. Тогда у нее не возникало и мысли о возможности конца карьеры. Гарбо была полна творческой энергии. Мечтала сыграть Жорж Санд, Сару Бернар, Жанну д’Арк, героинь Баль- зака. Увы, ее планам не суждено было осуществиться. Словно какой-то рок преследовал актрису. Стоило ей проявить интерес к тому или иному проекту, как он не- объяснимым образом рассыпался в прах. То возникали непреодолимые финансовые или организационные при- чины, то вдруг начинала артачиться сама Гарбо…О, иметь с ней дело было совсем нелегко. После переговоров с Гре- той многие режиссеры принимали успокоительное. По разным причинам Гарбо так и не удалось сняться с Лоу- ренсом Оливье, Мэрилин Монро, поработать с режиссе- ром Висконти. Актриса держалась спокойно и с достоинством. Алч- ность была чужда ее натуре, славой же она была пресы- щена. Наверное, именно поэтому конец карьеры в самом расцвете не стал для нее трагедией. Она много путеше- ствовала, коллекционировала предметы искусства. По- прежнему сторонилась шумного светского общества. Од- нако у нее был свой круг друзей и знакомых, с которыми она с удовольствием проводила время. Среди них грече- ский мультимиллионер Аристотель Онассис, на роскош- ной яхте которого она часто совершала круизы (ее пар- тнером по карточным играм там нередко бывал Уинстон Черчилль), члены семейства Ротшильдов, некоторые из- вестные художники и музыканты. Сильные мира сего по-прежнему искали встреч с Гарбо. Она чаще всего отказывалась. По некоторым све- дениям, английская королева Елизавета II дважды изъ- являла желание встретиться с актрисой. Приглашения передавались через друзей Гарбо. Она вежливо отклоняла их, мотивируя это тем, что ей нечего надеть. Отчасти это правда. Во время путешествий и переездов Гарбо доволь- ствовалась несколькими парами брюк и свитеров. Великий Сальвадор Дали многие годы мечтал встре- титься с Гарбо. В конце концов друзья Греты уговорили ее принять художника. Накануне встречи Дали жутко нерв- ничал, выбирая наиболее элегантный, с его точки зрения, костюм. Изысканно одетого художника провели в гости- ную. Через несколько минут туда вошла Гарбо. На ней были свитер, брюки и теннисные туфли. Внимательно оглядев Дали, она холодно произнесла: «Думаю, один из нас что-то не понял». И удалилась. Гарбо трижды выдвигали на «Оскар», но она так его и не получила. В 1954 году Американская киноакадемия ре- шила исправить эту вопиющую несправедливость. Гарбо был присужден специальный «Оскар» за выдающийся вклад в кинематографию. Устроители церемонии, однако, не надеялись, что Гарбо удостоит их личным присут- ствием. Поэтому актрису попросили разрешить съемоч- ной группе приехать в ее нью-йоркскую квартиру и снять там церемонию награждения. Она вежливо отказала. Ста- туэтку передали знакомой Гарбо, и «Оскар» попал в руки хозяйки только спустя два года. 1970–1980-е были для Гарбо временем потерь. Ушли из жизни Мерседес де Акоста и Сесил Битон. В 1984 году Гарбо перенесла серьезную онкологическую операцию: ей удалили одну грудь. Все закончилось благополучно. В 1989 году у актрисы возникли серьезные проблемы с почками. Здоровье ее быстро ухудшалось. 15 апреля 1990 года Греты Гарбо не стало. Все свое состояние, более 30 миллионов долларов, она завещала племяннице. Гарбо осталась верна себе до конца. Ее личный гардероб был оценен всего в 8 тысяч долларов. О!
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==