№ 57 / Лето 2015

OPEN №57 2015 8 Эллендея Проффер Тисли. Бродский среди нас / Пер. с англ. — М.: Corpus Для чего люди пишут воспоминания? Погреться в лучах славы великого человека — вполне понятная мотива- ция для мемуаристов. А еще поквитаться. Или покаяться. Или облегчить душу. Или (это самое высокое и бла- городное намерение) рассказать современникам и будущим поколениям, каким кумир был в реальной жизни, каким запомнился людям, которые волею судеб оказались рядом. Бродский в этом смысле — особый случай. Трудный человек, живший в двух, может, даже в трех мирах: советском, американском и поэтическом, заце- пил многих пренебрежением, высокомерием, эгоизмом. Некоторые не могут простить его до сих пор. Эта книга отличается от многих предшествовавших тем, что написана с уважением, любовью, знанием. Пла- менные слависты легендарные Эллендея Проффер Тисли и ее покойный муж Карл Проффер познакомились с Бродским еще в 1969-м в СССР, поддерживали его в Америке. Между ними тоже было не все гладко, с Брод- ским гладко не бывало, но в их отношениях присутствовало главное — понимание масштаба таланта. Поэтому их воспоминания так важны для всех, кто любит русскую словесность и Бродского. Тут всё честно — и про та- лант, и про амбиции, и про женщин, и про возвышенное, и про обыденное, и про вечное. Блистательный пере- вод легендарного Виктора Голышева — дополнительный бонус продвинутому читателю. «Мы с Иосифом вдвоем сидели за столом. Дети оставили на столе две манжеты от игрушечного детектора лжи. Это было примитивное устройство, измерявшее изменение кровяного давления, но Иосиф заинтересо- вался. — Давай их попробуем, сказал он. Он надел на меня манжеты и с торжествующим видом спросил, прак- тикую ли я определенные занятия сексом в одиночку. Я сказала: — Да; стрелка подпрыгнула до середины. Та- кого вопроса я не ожидала, но над своим мне не надо было даже задумываться. Я надела на него манжеты и спросила: — Ты считаешь себя великим поэтом? — Да, — говорит он. И заливается краской, а стрелка прыгает почти к краю шкалы. И эта краска подкупает больше всего». Филип Хук. Завтрак у Sotheby`s: Мир искусства от А до Я / Пер. с англ. — СПб.: Азбука- Аттикус Умная и, что важно, нескучная книга о тонких материях, суммах прописью и их очевидных и неочевидных свя- зях. Как по-разному можно смотреть на произведения искусства. Просто, даром — удивляться, восхищаться и радоваться, когда единственный критерий: нравится — не нравится. Или любоваться цветом, светом, линией и композицией с калькулятором в голове: сколько? сколько сейчас и лет через пять? Правильно ли отреаги- руют продвинутые гости, глядя на «это», висящее в гостиной? И вообще из чего складывается цена, как она связана с биографией автора, со временем создания, ситуацией на арт-рынке и массой прочих разнообразных переменных вроде моды, истории происхождения конкретного полотна, стереотипов восприятия. Филип Хук в деле больше трех десятков лет (Christie’s и Sotheby’s — конторы серьезные) и решился на серьезный ликбез. Получилось четко, внятно, не занудно, даже увлекательно временами, с байками и вкусными фактами про жизнь богемы и маклерские уловки. Профи вы не станете, но получите представление вполне. Шарлотта и Питер Филл. История дизайна / Пер. с англ. — С.: КоЛибри Хомо сапиенсы, похоже, уже в пещерах научились разнообразить пространство вокруг себя необязательными изысканностями. Видимо, это какая-то очередная тайная потребность человеческой натуры. Сейчас совсем не- обязательно самостоятельно украшать свои стены фресками, лепить горшки или выкладывать полы мозаикой. Достаточно найти дизайнера. Но чувство стиля, чтобы оценить, что тебе предлагают специалисты, ни за какие деньги не купишь. Надо смотреть, читать, вникать — иными словами, ориентироваться и воспитывать вкус. Од- нотомная «История дизайна» вполне подходит для этой цели. Даже просто рассматривать отменно подобран- ные иллюстрации — уже польза. В сочетании с текстом краткий курс по дизайну становится достойным введе- нием в тему и как минимум поможет разговаривать с профессионалами на одном языке. Какой-нибудь древ- ний артефакт вроде наконечника стрелы эпохи палеолита, если его в рамочку и на стену, вполне может украсить хайтековский интерьер. Что уж говорить о египетских украшениях, античных доспехах или древнеки- тайском оружии. Переходя от эпохи к эпохе, от стиля к стилю, авторы рассказывают о культурном и цивилиза- ционном контексте, в котором создавались интерьеры, мебель, утварь, утилитарная графика, всевозможные строения, штучки-вещички-машинки, огромные и маленькие «объекты», так радующие глаз. История глазами «Крокодила». ХХ век. — М.: ХХ Сенчури Крокодайл История — это не только артефакты и архивы, но еще и политическая сатира. Карикатуры и фельетоны спо- собны рассказать о событиях, людях, словах интереснее и точнее, чем документы. Лучшим собранием отече- ственной сатиры ХХ века, безусловно, является «Крокодил». На основе архивов главного советского сатириче- ского журнала сделано уникальное 12-томное издание, в котором представлена история страны с 1922 по 1992 год. Авторы и редакторы отобрали самые важные события, людей, которые принимали в них участие, и слова, без которых не понять то время; подобрали к ним карикатуры и фельетоны и написали поясняющие комментарии. Вот некоторые темы: «Пролетарский гламур», «Встреча с Дядей Сэмом», «Товарищ женщина», «Жалобная книга», «Таланты и халтурщики». Герои карикатур — Ленин, Сталин, Троцкий, Муссолини и другие крупные политические фигуры эпохи. Отдельный том посвящен юбилею Победы. Фронт и тыл, солдат и парти- зан, Гитлера и фашистов, войну и победу рисовали прекрасные художники: Кукрыниксы, Борис Ефимов, Лео- нид Бродаты, Константин Елисеев, Михаил Черемных, Леонид Генч. Подготовила Клариса ПУЛЬСОН, Степан КУРАКИН КНИГИ

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==