№ 59 / Зима 2015-2016

OPEN №59 2015–2016 6 «Утиная охота» / Театр Et cetera В театре Et cetera знаменитая пьеса Александра Вампилова стала поводом для разверну- той фантасмагории. Режиссер Владимир Панков окружил действующих лиц музыкой, со- временным танцем, языческими ритуалами. Монологи и диалоги зазвучали как аван- гардные стихи, перепутались реальность и сон. Зилов (Антон Пахомов) зависим от рутины, необдуманных обещаний, желаний друзей, капризов подруг и собственного настроения. Единственное спасение от нудной повседневности — забытье. Зилову снятся бескрайнее озеро, таинственные туманы, птицы, улетающие от охотничьих выстрелов. А все, что про- исходит наяву, кажется сном кошмарным. Перенаселенный город превращается в топкое болото. Все ходят в кирзовых сапогах с прилипшей травой, взбивают ногами водную пыль. Соседи, сослуживцы, знакомые, прохожие, соглядатаи не дают ни минуты побыть одному. Статисты и хористы перехватывают реплики героя, действуют за него. Абсурдист- ские видения сгущаются. «Возьмите зонт, мадам Готье!» / Театр им. Евгения Вахтангова Комедию Ива Пло показывают на недавно открытой новой сцене театра имени Вахтан- гова. Зал камерный, рампы нет, сцена — просторная комната. В углу — рождественская елка, поодаль — затейливое старинное бюро (художник: Максим Обрезков). Несмотря на уютную обстановку, здесь разворачивается остросюжетная семейная драма. Два респек- табельных господина и роковая красавица (братья и сестра Готье) охотятся за деньгами, спрятанными их мачехой. Режиссер Владимир Иванов увидел в истории сказку о борьбе добра и зла в искривленном мире. Падчерица и пасынки порочны и жестоки. Мачеха мудра, спокойна и добродетельна. Играющая ее Юлия Константиновна Борисова похожа на всесильную фею, побеждающую людскую агрессию. Спектакль — бенефис легендар- ной актрисы, знающей цену внутренней гармонии. Не в этом ли секрет ее артистической молодости? «Человек из ресторана» / «Сатирикон» «Идет жизнь, гремит своей музыкой, комплексом довольства и радостей поверху, и укрыла фоном все настоящее, что бьется и творит ее», — писал в 1910 году Иван Шмелев о смысле своей повести «Человек из ресторана». Ее герой — человек маленький, услуж- ливый официант, знающий свое скромное место. Проявлять эмоции, выражать свое мне- ние таким не положено по службе. Но внешняя сдержанность не защищает от бурь и бед, и все, что копится в глубине души, оказывается миной замедленного действия. Рано или поздно она взорвется. Несчастный официант Скороходов мучительно ищет выход из жи- тейского тупика. Константин Райкин играет неприметного, но сильного духом человека, которого ничто не заставит пойти против совести. Недаром у спектакля, поставленного в «Сатириконе» Егором Перегудовым, есть емкий и точный подзаголовок — «Сказ о благо- родстве жизни». «Русский блюз. Поход за грибами» / «Школа драматического искусства» То, что происходит на сцене «Школы драматического искусства», трудно считать спектаклем. Автор постановки, художник, режиссер, руководитель творческой лаборатории Дмитрий Крымов значится в программке как «инициатор похода». А артисты и создатели представления названы в этот поход идущими. Грибники — закрытая каста, говорящая на своем, особом языке. Общаются на русском, но в целях конспирации жестами и взгля- дами изъясняются чаще, поэтому всем зрителям перед началом выдают наушники, а переводчик в прозрачной будке над сценой облегчает пони- мание происходящего. Стойкие бойцы отряда грибников способны на мно- гое. Выживают, как на необитаемом острове, невзирая на катастрофы и природные катаклизмы. Умеют извлекать пользу из каждой малости и полностью в себе уверены. Были бы грибы, а опытным искателям верные пути к ним всегда откроются. Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА ТЕАТР

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==