№ 60 / Весна 2016

OPEN №60 2016 10 Безымянная звезда / Театр имени Ермоловой Пьеса Себастьяна, поставленная в театре имени Ермоловой, знакома многим по знаменитому фильму Михаила Козакова с Костолевским, Вертинской и Крючковой в главных ролях. Обаятельная история на сцене стала острее, гротескнее. В городишке, выстроенном из светлых досок на золотом песке (художник: Ольга Богатищева), живут странные люди, похожие на человечков из комиксов. Смешное население регулярно собирается на станционном перроне поглазеть на проезжающий поезд. Мимо них мчится другая жизнь — праздничная, наверняка счастливая, словом, такая, о кото- рой приходится только мечтать. Главный романтик городка, учитель астрономии (Сергей Кемпо), размечтался еще сильнее — открыл новую звезду. Именно там, по его мнению, существует идеаль- ная цивилизация. Но однажды великолепный поезд останавливается, высаживая безбилетницу. Неземная красавица Мона (ее играет Вильма Кутавичюте, она же режиссер спектакля) кажется олицетворением всего далекого и прекрасного. Совсем ненадолго озаряет она своим присутствием дощатое захолустье. Но после ее исчезновения мечты о несбыточном становятся еще сильнее. Школа жен / Мастерская Петра Фоменко Эту пьесу Мольера поставил в «Мастерской Петра Фоменко» актер Михаил Крылов и сам же сыграл главную роль, месье Арнольфа. Начал разгадывать феномен патологического ревнивца и докопался до сути людского эгоизма. Его герой — неисправимый собственник. Страшно подумать, что будет, если кто-нибудь влезет на его территорию, покусится на личное пространство или (о ужас!) соблазнит его жену. Судьбоносные планы степенный господин обдумывает чрезвычайно тщательно. Подготовка к решающим событиям ри- скует растянуться на вечность. Еще не женился, а уже немеет об одной мысли об участи рогоносца. Внушает своей благонравной воспитаннице-невесте мысли о супружеской до- бродетели. Хорошенькая простушка Агнеса (Вера Строкова) успешно притворяется по- слушной, но тайком крутит роман с бойким юношей Орасом (Дмитрий Захаров). Зануда- воспитатель остается в дураках, оказываясь жертвой своего же педагогического усердия. Но все же Арнольфа искренне жаль абсолютно всем. Даже Агнеса, нашедшая свое счастье с другим, провожает опекуна долгим сочувственным взглядом. Идиот / Театр наций На сцене Театра наций мотивы великого романа смешались с кошмарными снами и детскими играми. Режиссер Максим Диденко представил происходящее в жанре клоунады-нуар. На первый взгляд трактовка кажется дерзкой. Но черного юмора у Достоевского хоть отбавляй, стоит только вчитаться повнимательнее. Так, траги- комический дуэт рыжего и белого клоунов начинается при первой же встрече на- глеца Рогожина и кроткого Мышкина. В спектакле краски сгустились еще сильнее. Рядом с разбойником Рогожиным (Александр Якин), изнывающим от страсти и яро- сти, и инфернальной ведьмой Настасьей Филипповной (в нее переодевается строй- ный красавец Роман Шаляпин) князь Мышкин кажется совсем бесплотным. Знаме- нитую Ингеборгу Дапкунайте в этой роли узнаешь не сразу. Строгий черный ко- стюм, котелок Чарли Чаплина, грим Марселя Марсо… Клоун, умножающий печаль. Душевная чистота обречена на гибель так же, как и идеальная красота. Выдержать фатальную несправедливость мира возможно только в защитной маске клоуна. Питер Пэн / Театр имени Евг. Вахтангова Мальчик Питер Пэн из книги Джеймса Барри никогда не взрослеет. Играть он хочет вечно и ради этого готов переделать весь мир. Ворует детей из добропорядочных семей, уво- дит их в царство приключений и сказок. Вечный ребенок не догадывается, что давно играет во взрослого. Способный летать и терять свою тень, он властвует над простыми детьми, как монарх над подданными. Малышня подчиняется ему с восторгом. Еще бы! Ведь в волшебном государстве, расположенном в Кенсингтонском парке, оживают любые фантазии. В нарисованном море плещутся живые русалки. Нарисованная еда оказывается вкуснее настоящей. А фея Чинь-Чинь разговаривает звуками флейты, и ее все понимают. Спектакль, поставленный Александром Коручековым в театре имени Евг. Вахтангова, играют выпускники Щукинского училища. В детей перевоплощаются легко и весело. Верят в невероятные предлагаемые обстоятельства. Много танцуют. Помогают Питеру Пэну парить над сценой, развевая полотнища-крылья. Перестраивают пазлы-декорации (художник: Максим Обрезков) по желанию своего властелина. Своенравный шалун управ- ляет пространством и временем, не ведая, что совсем скоро останется в одиночестве. Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА ТЕАТР

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==