№ 62 / Осень 2016

классик OPEN №62 2016 56 рейский и идиш и начатки латыни. В шесть лет он прочи- тал Библию. В гимназию Фрейд поступил в девять лет, на год раньше положенного. С самого начала он завоевывает репутацию блестящего ученика и все время учебы оста- ется первым в классе. Родители старались создать ему наиболее благоприятные условия для занятий. Если другие дети учили уроки при свечах, то Зигмунду вы- делили масляную лампу. Чтобы братья и сестры ему не мешали, им не разрешали музицировать при Зигмунде. Будучи очень способным к языкам, Зигмунд быстро вы- учился читать по-английски и по-французски. Он изу- чает греческий, а затем принимается за итальянский и испанский. Не менее впечатляющи его успехи и в есте- ствознании. В 17 лет Фрейд с отличием заканчивает гимназию. Перед ним встает вопрос о дальнейшей ка- рьере. И хотя он увлекался теорией Дарвина, главную роль в решении посвятить жизнь науке, а именно есте- ствознанию и медицине, сыграло знаменитое эссе Гете «Природа». медицинский факультет Фрейд поступает на медицинский факультет Вен- ского университета. Его профессорами были ученые высочайшей квалификации, которые в решающие мо- менты поддерживали Зигмунда. У одного из них, выда- ющегося немецкого физиолога Эрнста Брюкке, он за- нимался изучением нервных клеток, почти вплотную подойдя к открытию нейрона. Зигмунд настолько ув- лекся задачей изучения нервной системы на микроско- пическом уровне, что на два года отсрочил сдачу экза- менов, необходимых для получения диплома врача. Од- нако вскоре Фрейд отчетливо осознает, что академическая карьера для него вряд ли возможна. Одним из главных барьеров на этом пути было его ев- рейское происхождение. Возможность продвижения в академических кругах Вены, проникнутых духом со- словности и антисемитизма, была очень мала. К тому же научная работа не очень хорошо оплачивалась, а Зигмунд понимал, что отец не сможет его материально поддерживать. Кроме того, в личной жизни молодого человека назревали серьезные перемены и необходи- мость в средствах становилась еще острее. Дело в том, что в апреле 1882 года Фрейд познако- мился с Мартой Бёрнейс. Девушка была на пять лет мо- ложе Зигмунда и происходила из еврейской семьи с бога- тыми культурными традициями. Ее дед был старшим рав- вином в Гамбурге. Он приходился родственником Генриху Гейне, его имя часто упоминается в письмах великого поэта. Марта была хрупкой, бледной, довольно избало- ванной. Ее грациозные манеры привлекали мужчин, так что в поклонниках и обожателях у нее недостатка не было. Она была хорошо образована и воспитана. роман в письмах Бёрнейс покорила Фрейда после первой же их встречи. Ответное чувство девушки было столь же сильным. Од- нако после их помолвки прошло долгих четыре года, пре- жде чем они смогли пожениться. За эти годы Фрейд от- правил любимой 900 писем. И это вполне объяснимо, так как почти все это время они были разлучены. Марта и Зигмунд ежедневно писали друг другу, причем случайный перерыв в два-три дня требовал подробного объяснения причин. Бывали дни, когда Фрейд писал по два или даже по три письма. Собранные вместе, письма представляют собой один из самых прекрасных эпистолярных романов XIX века. В нем Фрейд предстает перед нами как человек, остро переживающий все радости и муки своей сильной, пылкой страсти, восторги и отчаяние, нетерпение и рев- ность. Он готов положить к ногам любимой весь мир, ибо любовь для него важнее всего остального, даже славы и жажды открытий. Впрочем, желание обессмертить свое имя Фрейда не оставляет, но пути достижения цели меняются. Зигмунд, по его собственным словам, совершает «крутой пово- рот»— от изучения строения нервной системы к исследо- ванию ее функций. Он поступает в главный госпиталь Вены, становится ассистентом, а затем получает звание приват-доцента. Фрейд понимает, что лишь обеспечив себе определенный материальный статус, он может рас- считывать на согласие родителей Марты на брак. Получив стипендию в 600 флоринов, Зигмунд использует ее для по- ездки в Париж и стажировки у знаменитого невропато- лога, директора психиатрической больницы Сальпетриер Жана Шарко. Марте Фрейд отправляет наполненное эй- форией письмо: «Я поеду в Париж, стану великим ученым и вернусь в Вену, окруженный славой. Мы сразу поже- нимся, и я вылечу всех неизлечимых нервнобольных». В этом же письме он упоминает о своих способностях в не- которых случаях и у некоторых людей излечивать невроз навязчивых состояний. карьерный рост 1882–1884 годы стали для Фрейда периодом станов- ления как профессионального врача. Он не просто про- водит время у постели больных, стараясь облегчить их страдания, но использует свои наблюдения для написа- ния статей и рассылки их в различные медицинские журналы для того, чтобы на него обратили внимание. Он по-прежнему очень нуждается в средствах. Фрейд всегда с большим вниманием относился к своему внеш- нему виду. Однако каждую обновку приходилось тща- тельно обдумывать, прикидывая финансовые возмож- ности. Были времена, когда он не мог выйти на улицу из-за того, что нечего было надеть. Однажды Фрейд собрался навестить респектабельного друга, но дырки

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==