№ 62 / Осень 2016
классик OPEN №62 2016 58 В 1899 году выходит в свет книга Фрейда «Толкование сновидений», ставшая важным этапом в развитии психоа- нализа и открывшая новую неизведанную область в ан- тропологических исследованиях. Предложенные Фрей- дом принципы толкования тайного смысла сновидений, идея Эдипова комплекса, наблюдения над природой дет- ской сексуальности носили поистине революционный ха- рактер. Ученый приходит к очень важному заключению, что воспоминания детства играют огромную роль при ле- чении психических заболеваний, а сновидения являются частью духовной жизни и их можно использовать с тера- певтической целью. Через два года выходит новая работа Фрейда «Психо- логия обыденной жизни». В этой книге он пытается до- казать, что в поведении человека нет ничего случайного. Выпадение из памяти каких-то имен и понятий, обмолвки, оговорки — все это игры бессознательного, прорывающе- гося время от времени в сознание человека, чтобы сказать ему о нем самом ту правду, которую он пытается скрыть. По большому счету, именно эта работа и принесла Фрейду всемирную славу. И если сегодня мы говорим «оговорка по Фрейду», то почти автоматически апеллируем к идеям «Психологии обыденной жизни». Фрейд, однако, понимал, что его теории еще очень да- леко до признания публикой и научным сообществом. Для этого среди прочего ему важно было утвердить собствен- ный социальный статус в глазах окружающих. Но все его попытки получить звание профессора натыкались на со- противление высших академических кругов и чиновников от науки. Лишь с помощью одной из своих бывших паци- енток, влиятельной светской дамы, это наконец удалось сделать. В марте 1902 года Фрейду было присвоено звание экстраординарного профессора, равного званию профес- сора-ассистента. Зигмунд, разумеется, понимал унизи- тельность такого способа получения давно заслуженного им звания, но он также отдавал себе отчет, что иного пути добиться желаемого не было. Между тем Фрейд продолжал расширять и углублять положения своей теории. В 1905 году выходит его книга «Три очерка по теории сексуальности». Темы скандальные: либидо, аутоэротизм, эрогенные зоны, садизм, мазохизм. Открытым, ясным языком описав сексуальные извраще- ния, утверждая существование детской сексуальности, Фрейд покусился на важнейшие табу общества, преследу- емого страхами перед сексуальными вопросами. Подняв- шийся вал возмущения трудно описать. Говорилось о не- пристойности, порнографии, покушении на мораль. Можно считать, что именно тогда в общественном созна- нии возник и укреплялся образ Фрейда как воплощения демонической, сатанинской, животной сексуальности. Но именно в первое десятилетие нового, XX века во- круг Фрейда начинают собираться единомышленники и последователи. В 1902 году в его доме по средам встреча- ется психоаналитический кружок, который в 1908 году преобразуется в Венское психоаналитическое общество. В 1909 году Фрейда приглашают в США прочитать ряд лекций в одном из университетов. Едва ступив на амери- канскую землю, Зигмунд произнес ставшую знаменитой фразу «Они и не подозревают, какую заразу мы им везем!», имея в виду, что кичившаяся своим пуританизмом Америка вскоре окажется зараженной пагубными кон- цепциями сексуальности. Фрейд прочитал на немецком языке пять лекций. Аудитория внимательно его слушала, хотя многие были разочарованы отсутствием пикантных откровений на сексуальную тему. Тем не менее теория Фрейда многих заинтересовала. религия подсознательного Фрейд всегда видел себя создателем принципиально нового учения, вобравшего в себя и психиатрию, и психо- логию, и философию. Довольно скоро у этого учения по- являются и многие признаки, характерные для религиоз- ного течения. Один из учеников Фрейда позднее писал: «В комнате, где мы собирались, царила атмосфера зарожде- ния новой религии». Сам Фрейд претендовал на роль если и не бога, то по крайней мере пророка. Когда дело каса- лось теории психоанализа, присущие ему деликатность, доброжелательность и чувство юмора уступали место не- терпимости по отношению к любому, кто позволял себе усомниться в истинности его идей. Такие люди сразу по- падали в разряд «невежд», а то и «параноиков». Однажды близкий друг поставил под сомнение какие-то мысли Фрейда. Это вызвало у ученого вспышку такой ярости, что он набросился на приятеля с кулаками. Представляет интерес вопрос, в самом ли деле Фрейд был так уж всемогущ как практикующий врач, который, по его утверждению, излечивал подавляющее большинство своих пациентов. Многочисленные свидетельства предпо- лагают иное. Скорее всего, для отца психоанализа главным было не исцеление пациентов, а наблюдение за ними, по- зволявшее ему расширить и углубить положения своей те- ории. Кроме того, частная врачебная практика являлась для него главным источником дохода, и немалого. Сеансы психоанализа были дорогими, а лечение длилось в среднем от полугода до трех лет. На эти деньги Фрейд мог достойно содержать семью и не отказывать себе в удовлетворении личных потребностей. Он обожал путешествия и отдых за границей. Его коллекция античных предметов искусства вызывала восхищение у специалистов. Немногое свобод- ное время Фрейд посвящал чтению. Кроме литературы по истории и археологии он с удовольствием читал англий- ские и русские романы. Одним из его самых любимых пи- сателей был Достоевский. Фрейд с юности был заядлым курильщиком, причем в зрелые годы курил исключительно сигары. Сам он был убежден, что «обязан сигаре высокой трудоспособностью и лучшим самообладанием». При этом ученый ссылался
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==