№ 63 / Зима 2016-2017
OPEN №63 2016–2017 6 «Дон Кихот» / Театр им. С. В. Образцова Режиссер Екатерина Образцова и художник Сергей Алимов дали своему спекта- клю подзаголовок «Романсеро в куклах». Сценки о деяниях Дон Кихота череду- ются с музыкальными интермедиями, словно куплеты с припевами. Играют два гитариста и скрипач. Танцуют люди, танцуют куклы. Даже архитектурные арки и те танцуют, составляя все новые архитектурные пейзажи. У постоянно меняю- щейся картинки над ширмой на сцене ГАЦТК им. С. В. Образцова есть и глубина, и перспектива: на заднике возникают то розовые закаты, то зеленые луга, то звезд- ное небо. В такой романтически приподнятой атмосфере подвиги незадачливого героя выглядят эпизодами увлекательной сказки. И только при виде гигантских ветряных мельниц становится жутко. Огромные лопасти-великаны подхватывают Дон Кихота словно игрушку. Но, согласно роману Сервантеса, чем страшнее испы- тания, тем тверже идеалы Рыцаря Печального Образа, дерзнувшего в одиночку биться за справедливость. «Мнимый больной» / Театр им. Евг. Вахтангова Спектакль, поставленный румынским режиссером Сильвиу Пуркарете, — парад комиче- ских несоответствий, наваждений и досадных недоразумений. Под видом врачей в дом Аргана проникает нечисть. Жена (Мария Волкова) мечтает сбежать с любовником, при- брав к рукам наследство. Остальные домочадцы своевольничают кто во что горазд. Даже служанка Туанетта (Ольга Тумайкина) ловко захватывает власть в свои руки. Действует темпераментно и активно, желая вернуть разум заболевшему хозяину. Театральные энергии перенапряжены настолько, что Сергей Маковецкий, играющий мнимого больного Аргана, то и дело выходит из образа. Открыто перевоплощаясь, актер становится и самим собой, и Мольером, и его персонажем. «Демократия» / РАМТ Пьеса англичанина Майкла Фрейна рассказывает о громком шпионском скандале 70-х годов прошлого века. Ближайшее лицо канцлера ФРГ, его референт и глав- ный помощник, оказывается агентом разведки ГДР. Двойная игра длилась ни много ни мало около двух лет. Художественный руководитель Российского акаде- мического молодежного театра Алексей Бородин поставил по «Демократии» по- литический детектив. Открываются-закрываются прозрачные двери, пропуская участников партийных группировок (пространство спектакля разработал Станислав Бенедиктов). В череде стремительных событий не так уж и важно, каким образом шустрый и услужливый Гюнтер Гийом (Петр Красилов) втерся в доверие к прямо- душному Вилли Брандту (Илья Исаев). Гораздо интереснее, как развивается взаи- мозависимость этих двух разных людей. Даже после своего ареста Гийом незримо остается с Брандтом. Детектив превращается в психологический триллер. «Поздняя любовь» / «Современник» Историю о том, как чистая и беззаветная любовь вывела на путь истинный заблудшую душу, в «Современнике» поставили без придыханий и сантиментов. Режиссер Егор Пере- гудов увидел в этой пьесе Островского много поводов для иронии. Гротескно показан порок, утрировано смирение. В ироничном стиле оформлена сцена: волей художницы Марии Трегубовой ее, как старый телевизор, вставили в деревянную коробочку. Но в тес- ное пространство умещается на редкость много всего — и вещей, и людей, и страстей. Из угла в угол тянется бесконечное меховое манто наглой вдовы Лебедкиной (Елена Плак- сина). И в долгах она запуталась так же, как в мехах. Самоуверенная хищница тщетно раскручивает интригу, счастье на стороне кроткой голубицы Людмилы (Алена Бабенко). Добродетель торжествует, как в сказке. Но в счастливый финал не очень-то и верится. Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА ТЕАТР
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==