№ 63 / Зима 2016-2017

классик OPEN №63 2016–2017 68 поселил Микаэлу с ее детьми в Толедо, где снял для них хороший, просторный дом. Едва обустроив любовницу, Лопе решил заставить переехать в Толедо и законную семью. Это было удобно — поселить практически в одном квартале обеих женщин, которыми он дорожил. И нужно сказать, что жизнь семейств протекала с удиви- тельной синхронностью — примерно в одно и то же время в них происходили одинаковые события: рожде- ние и крестины детей, недоразумения, ссоры и примире- ния. Лопе был счастлив. В 1605 году на свет появилась внебрачная дочь Лопе и Микаэлы. Девочку назвали Марселой, и она стала люби- мым ребенком писателя. Весной следующего года Хуана подарила мужу сына. Его назвали Карлос Феликс. Меньше чем через год Микаэла тоже родила сына, которому при крещении дали имя Лопе Феликс. Страстная связь Лопе с Микаэлой продолжалась семь лет, а затем случилось нечто необъяснимое. Возлюбленная Лопе исчезла. Сам Лопе хранил по этому поводу абсолютное молчание, и эта загадка до сих пор не разгадана. В год появления на свет маленькой Марселы в жизни Лопе произошло еще одно счастливое событие. Он знако- мится с молодым вельможей, близким к королевской семье — герцогом Сесса. Очарованный произведениями Лопе, его славой и любовными похождениями, Сесса предлагает писателю место своего личного секретаря. Лопе соглашается. Он довольно быстро распознал в моло- дом аристократе благородного и щедрого мецената, от- носившегося к нему с редкой доброжелательностью и по- ниманием. Лопе до самых последних своих дней пользо- вался великодушной помощью герцога, но и сам оказывал патрону неоценимые услуги. Финансовые вопросы, семей- ные, светские и личные дела покровителя — все прохо- дило через Лопе. К числу личных можно причислить и сердечные дела герцога, который пользовался репутацией Дона Жуана. Де Сесса рассудил, что, имея в качестве лич- ного секретаря гениального поэта, стоило бы использо- вать его талант и в отношениях с женщинами. Лопе стал от имени герцога писать письма светским красавицам, а те почти без исключения капитулировали перед герцогом... столичная жизнь В 1610 году Лопе с семьей окончательно перебирается в Мадрид и приобретает там большой дом с прекрасным садом. Кстати, в этом доме неподалеку от Прадо ныне располагается музей драматурга, а сад, за которым он с любовью ухаживал, плодоносит и по сей день. Здесь за два последующих года были созданы такие пьесы, как «Собака на сене», «Кабальеро из Ольмедо», «Дурочка», «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник»). С годами работоспособность Лопе не снижалась. Если в 1609 году он упоминает о 483 написанных им пьесах, то десять лет спустя в предисловии к десятой части своих «Театральных произведений» он сообщает уже о 800 вы- шедших из-под его пера драматических произведений. Мало того, доведя жанр комедии до совершенства, Лопе стал основоположником целой школы драматургов. К его ученикам причисляли себя многие крупные испанские пи- сатели, в том числе великий драматург Тирсо де Молина, создатель знаменитого Дона Жуана. Жизнь Лопе протекала в гармонии творческих трудов и безмятежных семейных радостей. Казалось, ничто не предвещает несчастья. Однако летом 1612 года пришла беда. Жена Лопе серьезно заболела. За несколько месяцев до этого донья Хуана потеряла ребенка, которого носила. Самочувствие ее еще больше ухудшилось после того, как тяжело заболел их сын Карлос Феликс. Все усилия врачей спасти семилетнего малыша были тщетны. Ребенок умер. Донья Хуана, которая в начале августа следующего года родила очень слабенькую девочку, медленно угасала и вскоре покинула мир. Горе Лопе было велико, и лишь по- явление крохотной дочки, названной Фелисьеной, не- сколько умеряло его скорбь. Во второй раз в жизни Лопе столкнулся со смертью, унесшей за несколько месяцев его ребенка и жену. Но теперь Лопе был уже пятьдесят один год (очень солидный возраст для человека той эпохи), и он едва ли мог надеяться снова обрести семейное счастье. Чтобы как-то облегчить скорбные переживания и избе- жать тягостного одиночества, Лопе забирает в свой дом двух детей, рожденных от Микаэлы де Лухан. Трагедия, пережитая писателем, имела и другие по- следствия. Как и подавляющее большинство его соотече- ственников, Лопе был ревностным католиком, и вот сей- час, переживая глубокий духовный кризис, он решает активно вступить в религиозную жизнь, приняв священ- нический сан. Обряд рукоположения происходил в То- ледо зимой 1614 года. Епископ Троянский даровал ему первый, самый младший духовный сан. Но принятие ду- ховного сана не прервало связи писателя с театром. На- против, казалось, Лопе еще никогда прежде не работал так много для сцены. Впрочем, огромный интерес публики к его пьесам служил для драматурга надежным щитом от происков цензуры и действий церковных властей, желав- ших наложить запрет на его театральную деятельность. Нельзя сказать, что Лопе решительно повернулся спи- ной к мирской жизни. Возможно, он находил определен- ную разрядку в творчестве. В то же время его письма дают основания полагать, что обет целомудрия, который он принес, был достаточно тягостен для человека его темпе- рамента. Существует много свидетельств того, что Лопе находился в состоянии постоянного нервного возбужде- ния, ведя борьбу с самим собою. Он был полон решимости противостоять любым плотским искушениям, но, увы, забыл, что человек часто становится игрушкой в руках всемогущей судьбы. И вскоре в его жизни, как на сцене, развернулась великая любовная драма, которой было суждено стать последней.

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==