№ 63 / Зима 2016-2017
классик СОДИС 69 Эта любовь обрушилась на Лопе внезапно. Женщину звали Марта де Неварес-Антонио, но в своих многочис- ленных поэтических подношениях Лопе называл ее Ама- рилис. В момент встречи с писателем ей было двадцать шесть лет, и ее красота была воплощением всех самых сказочных грез поэта, его самых фантастических ожида- ний. Любовь Лопе была столь всеобъемлющей, что пре- вратила в прах все его благие намерения. Тем не менее это любовное наваждение ни в коей мере не повлияло на его решение оставаться в лоне церкви. И это при том, что Лопе сознавал — он совершает смертный грех, ведь его Амарилис замужем. Правда, брак был неудачен. Лопе искренне пытался сохранить свою добродетель, не пре- ступить грань любви платонической, но не смог. Пона- чалу муж Амарилис вел себя на редкость снисходи- тельно, закрывая глаза на неверность жены. Однако когда у Амарилис родилась дочь, которую назвали Анто- нией-Кларой, муж взбунтовался. Сомнений в отцовстве у него быть не могло, поскольку за десять лет их брака у Амарилис не было детей. Разъяренный супруг угрожал Лопе публичным скандалом. Лопе тяжело переживал си- туацию. Муж терзал Амарилис, причиняя ей жестокие страдания, но вскоре умер, и история разрешилась сама собой. Дом Лопе наполнился весельем. Под одной крышей с ним жили дети от второй жены Хуаны и дети от Микаэлы де Лухан. Для Амарилис был снят дом по соседству. Лопе, переживавший вторую молодость, радостно отдавался творчеству. Под его пером рождались новые пьесы, бал- лады, новеллы и сонеты, посвященные возлюбленной. В 1621 году он создает поэму «Филомена». Но счастье было недолгим— внезапно Амарилис ослепла. Диагноз врачей: полная слепота, вызванная отмиранием зрительного нерва без явного повреждения глаза. В это же время про- исходит еще одно чрезвычайно печальное для Лопе собы- тие — пострижение в монахини его дочери Марселы. Причины ее ухода от мира Лопе так и не узнал. Шесть лет прошло с тех пор, как Амарилис поразила слепота, и вот новый трагический удар — несчастная женщина теряет рассудок. Лопе самоотверженно ухаживал за ней, но сам он надломлен обрушившимися несчастьями. Амарилис скончалась в апреле 1632 года. Однако судьбе было не- угодно дать стареющему гению обрести душевный покой. Громом с ясного неба стало внезапное исчезно- вение его дочери от Амарилис Антонии-Клары. Она была похищена, судя по некоторым признакам, не без ее собственного согласия. Неизвестно, узнал ли Лопе имя соблазнителя дочери, но если и узнал, то не стал обращаться в суд или мстить обидчику. Скорее всего, это означало, что похититель был очень влиятельной особой и имел большой вес при королевском дворе. Впрочем, нельзя исключать и то, что благородный Лопе не считал себя вправе карать обидчика, так как сам когда-то похитил свою первую супругу Исабель де Ур- бина. Соблазнитель Антонии-Клары, однако, не всту- пил с ней в брак. Дочь Лопе стала появляться в обще- стве лишь через десять лет после смерти отца, и тогда она была не замужем. Примерно год спустя после по- хищения дочери писатель узнает о гибели сына. Лопе Феликс еще в юности избрал карьеру военного. Однако ему надоело рисковать жизнью за скромное жалованье офицера. А в это время Мадрид охватила «жемчужная лихорадка». Хороший жемчуг стоил больших денег. Особенно ценились жемчужины, добытые в Карибском море. И хотя дальние и длительные экспедиции подоб- ного рода были сопряжены с немалыми опасностями, Лопе Феликса это не остановило. Увы, к середине 1635 года до Мадрида дошли известия, что корабль, на борту которого находился сын писателя, затонул в при- брежных водах Венесуэлы. Это известие сразило Лопе. Жизнь стала невыноси- мой. Он по-прежнему занимался творчеством, служил мессы, встречался с друзьями, заботился о своем саде, од- нако чувствовал себя все хуже и хуже. Все чаще повторя- лись приступы лихорадки и ужасной слабости. Свои по- следние часы Лопе находился в полном сознании. Лишь за несколько минут до конца он отвернулся к стене. Был вечер 27 августа 1635 года, часы показывали четверть ше- стого. Не позволив ни одной жалобе сорваться с губ, ве- ликий драматург умер. 28 августа в церкви Сан-Себастьян состоялись неви- данные по торжественности и пышности похороны. Весь город вышел на улицы, но скорбел не только Мадрид, в трауре была вся Испания. Прах человека, которого еще при жизни называли Аполлоном муз, и ныне покоится в церкви Сан-Себастьян. Надпись на мраморной доске над- гробия гласит: «Здесь похоронен Лопе де Вега, великий поэт и отец испанского театра». О! Огромный интерес публики к его пьесам служил для драматурга надежным щитом от происков цензуры и действий церковных властей
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==