№ 64 / Весна 2017

классик OPEN №64 2017 40 встреча с аллигатором Мама посылает пятилетнего мальчугана за водой на пруд. Через несколько минут он возвращается с пустым ведерком, весь дрожа. —Мама, там в пруду большой аллигатор! — Глупый, — отвечает мать, — да ведь ты напугал его еще больше, чем он тебя. Ты вполне мог бы набрать воду. — Но, мама, — оправдывается малыш, осторожно поддергивая штаны, — если он испугался, как я, то воду из этого пруда вообще нельзя пить. Эту историю из своего детства Луи Армстронг любил рассказывать со сцены, и всегда она вызывала громовой хохот в зале. Скорее всего, музыкант придумал этот за- бавный эпизод. Однако осуждать его за это не стоит. Не рассказывать же ему с эстрады, как его отец бросил жену сразу после рождения сына? Или о матери, которая по- своему, разумеется, любила сына, но частенько оставляла его на попечении бабушки, а сама «крутила любовь» то с одним, то с другим парнем в трущобных кварталах Нового Орлеана. Да и то сказать, ведь родила она Луи, когда ей было всего пятнадцать. Свою обиду на отца, так ничего для него и не сделав- шего, Луи сохранил на всюжизнь, и, когда тот умер, не по- ехал на его похороны. (Правда, тогда он находился на га- стролях в Европе.) К матери музыкант неизменно сохранял теплые чувства, хотя их отношения со временем все больше напоминали отношения между братом и сестрой. Долго считалось, что Армстронг родился 4 июля 1900 года. Однако относительно недавно были найдены документы, свидетельствующие, что датой его рождения было 4 августа 1901 года. Произошло это в Новом Орле- ане, штат Луизиана, США. трудное детство Детство Луи Амрстронга трудно назвать золотым, и виноват в этом, разумеется, отнюдь не мифический алли- гатор, пугавший его из глубины водоема. В семь лет он уже продает газеты на улицах, ведь кроме него матери приходится кормить и его младшую сестру, а двумя го- дами позже торгует углем с тележки. Правда, благодаря стараниям бабушки он недолго учился в начальной школе. Одновременно Луи посещал воскресную церковную школу, где пел в хоре. Часто менявшиеся «друзья» мамы по-разному относились к мальчику. От одних ему доста- вались обноски, от других — только тумаки. Впрочем, та- кими пустяками Луи трудно было пронять. Он еще и не то видел на улицах своего квартала Сторивилл. Сутенеры и игроки в азартные игры нередко решали споры ударом ножа или выстрелом из револьвера. Воровство процве- тало повсеместно. Луи и сам подворовывал, когда пред- ставлялся случай. Правда, «по мелочам», как с мягкой иронией вспоминал он в своей автобиографии. Сторивилл был кварталом развлечений. Из многочис- ленных кафе, баров и ресторанов круглые сутки доноси- лась музыка. Повсюду гремели уличные оркестры. Врож- денные музыкальные способности Луи, естественно, ис- кали выхода. Вместе с тремя другими мальчишками он организовывает уличный певческий квартет, который просуществовал два года. Выступали ребята перед публи- кой два-три раза в неделю. Репертуар, разумеется, был повеселее, чем в церковном хоре, да и кое-какие деньги удавалось заработать. Конец этим выступлениям поло- жила история, которая в общем-то перевернула всю жизнь Луи. В канун нового, 1913 года он с тремя другими участниками квартета вышел на вечерние улицы Нового Орлеана. В карман Луи положил револьвер 38-го калибра, принадлежавший очередному дружку его матери. Так, на всякий случай. Он и не думал пускать его в дело. Ну разве только, чтобы пальнуть в воздух в честь Нового года. Но тут как на грех какой-то мальчишка выстрелил в его сто- рону холостым патроном. Мгновенно выхватив пистолет, Луи ответил ему таким же холостым выстрелом. И тут же Амрстронга схватил полицейский. Был суд. «Лишение свободы на срок, зависящий от дальнейшего поведения правонарушителя» — гласил вердикт. Так Луи оказался в исправительном доме для негритянских подростков, в ко- тором провел два года. Для не избалованного судьбой мальчишки жизнь в приюте имела немало положительных моментов. По крайней мере он теперь был всегда сыт, у него были собственная постель и даже прочные башмаки. Но главное — Луи мог осуществить свою давнишнюю мечту: играть в настоящем, пусть и тюремном, оркестре. На воле приобрести инструмент стоимостью десять дол- ларов было для него совершенно нереально. Что ж, пути Господни неисповедимы. Не очутись Луи в исправитель- ном доме, быть может, корнет и труба попали бы в его руки слишком поздно. восхождение Луи был самоучкой, оркестр многому его научил. После освобождения из исправительного дома Амрстронг про- должает совершенствовать свою игру. Он играет джаз в барах, дансингах, ресторанах, на пароходах, совершавших круизы по Миссисипи. Кстати, именно во время выступле- ний Луи на одном из пароходов его старший товарищ, тру- бач и саксофонист Дэвид Джонс, обучил Армстронга нот- ной грамоте. Его известность в Новом Орлеане растет. Теперь Армстронг играет в первоклассных джазовых орке- страх. Дело было не только в феноменальной технике, ко- торую он приобретает. Игра Армстронга отличается скры- тым внутренним качеством и потрясает слушателей до глу- бины души. В жизни Луи продолжает оставаться простым, на редкость скромным и наивным парнем. В восемнадцать он женится на миловидной креолке Дейзи Паркер. У Дейзи был жуткий характер, она отлича-

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==