№ 64 / Весна 2017
классик СОДИС 41 лась патологической ревностью, что, принимая во внима- ние ее профессию, было довольно странно. Ведь Дейзи была… проституткой. Она также обожала выяснять от- ношения с помощью драк. Войдя в раж, Дейзи колотила Луи чем попало — кулаками, кастрюлями, скалкой. В по- добной ситуации разыгрывать из себя джентльмена было глупо, и Луи отвечал ей тем же. Нередко за нарушение общественного спокойствия их забирали в полицейский участок, откуда Луи вызволял руководитель его оркестра. Их брак прекратился только после отъезда Луи из Нового Орлеана в Чикаго. По мере того как росла слава Арм- стронга, Дейзи все больше проникалась чувством гордо- сти за то, что когда-то была его женой. Даже много лет спустя после развода, стоило Луи приехать на гастроли в Новый Орлеан, Дейзи немедленно прибегала к нему в отель, вызывая раздражение и даже ревность уже чет- вертой жены Армстронга. История переезда Луи в Чикаго и его восхождения к звездным высотам связана с именем его второй жены, Лиллиан Хардин. Она была пианисткой в оркестре, куда перешел работать Луи. Привлекательная, пикантная, ма- ленького роста, весившая чуть больше сорока килограм- мов, Лил обладала решительным и твердым характером. Поначалу Луи не очень-то ее впечатлил. Да, конечно, у него были необычайно обаятельная улыбка, великолеп- ные белые зубы. Но он был толст и неуклюж (при среднем росте весил больше ста килограммов), а одевался, как ис- тинный провинциал — дешево и безвкусно. Безумно та- лантливый, Луи отличался редкой неуверенностью в своих силах, мешавшей ему занять подобающее место в оркестре. Вскоре, однако, их потянуло друг к другу, а потом начался роман. В конце концов энергичная Лил до- билась развода и для себя (она была замужем), и для Луи. Он наконец официально оформил свой разрыв с Дейзи, а в феврале 1924 года под звон бокалов с шампанским роди- лась новая семья. Лил прекрасно понимала, что инертный Луи ничего не добьется, если его постоянно не подгонять. Прежде всего она посадила мужа на строжайшую диету. Каждый раз, садясь за стол, Луи шутливо насвистывал, намекая, что его кормят как птичку. Коллеги Армстронга знали, кто является лидером в семье, и дразнили Луи подкаблучни- ком. Все это, естественно, задевало Луи и вызывало не- прерывные ссоры. В материальном плане Луи и Лиллиан были процветающей парой, но счастья в этом союзе, увы, не было. Не очень уверенного в себе Армстронга раздра- жала и даже угнетала энергия и деловитость жены. Что ж, Лил порой в самом деле не хватало такта, но ведь цели у нее были самые благие. Их брак дал трещину. Они то схо- дились, то расходились. К 1931 году Лил пришла к выводу, что ей больше не сле- дует стараться удержать Луи. Да, их семейная жизнь не сложилась, но поклонникам таланта Армстронга всегда следует помнить, что только благодаря Лил его звезда так ярко засияла на музыкальном небосклоне. Лил не смогла забыть Луи — она так и не вышла больше замуж, посто- янно носила подаренное им кольцо и, как музейный смо- тритель, бережно хранила его старый корнет, письма, фо- тографии. Как свидетельствуют хорошо знавшие Лил люди, она всегда говорила о бывшем муже с подчеркнутым спо- койствием, но блеск глаз выдавал ее подлинные чувства. В августе 1971 года, уже после смерти Армстронга, на концерте его памяти Лиллиан в середине исполнения соло опрокинулась навзничь и скончалась. Что ж, быть может, она мечтала о такой смерти? Кто знает… Но вернемся снова в 1920–1930-е годы. Люди, хорошо знавшие Луи, отмечали удивительнуюметаморфозу, проис- ходившую с этим тихим, скромным мужчиной, когда какой- нибудь музыкант бросал ему вызов, стремясь превзойти его в технике. Армстронг в такие моменты напоминал разгне- ванного льва, и все его соперники неизменно терпели пора- жение и старались незаметно ретироваться со сцены. Лил Хардин также свидетельствовала, что, каким бы жизнерадостным и дружелюбным Луи не был в общении с другими музыкантами, в каждом из них он видел потен- циального соперника. Чаще всего эти страхи были необо- снованными, но он вырос в атмосфере жесткой конкурен- ции и вряд ли стоит удивляться тому, что жизнь научила его никому не доверять полностью. «Пусть у меня укра- дут все что угодно, только не мои аплодисменты», — часто повторял он. При этом Луи оставался необычайно добрым и отзывчивым, всегда готовым оказать финансо- вую помощь нуждающемуся музыканту. Когда в 1930-х годах Армстронг стал хорошо зараба- тывать, он начал раздавать деньги без счета. Дошло до того, что после каждого выступления у дверей его убор- ной выстраивалась очередь старых музыкантов, случай- ных знакомых и просто желающих быстро и легко решить свои денежные проблемы. За вечер Армстронг раздавал несколько тысяч долларов. Когда материальные возмож- Не очутись Луи в исправительном доме, быть может, корнет и труба попали бы в его руки слишком поздно
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==