№ 80 / Весна-Лето 2023

интервью OPEN №80 2023 22 Причем это люди, у которых есть дома и яхты за гра- ницей, что не мешает им жить нормальным патриархаль- ным укладом. Пятнадцать лет назад я как-то угомонился. Понял, чего хочу, что нужно для человека, для мужчины. Без опыта религиозной жизни, без храма, без послушания в монастыре все теряет смысл. Не важно, где мы с семьей находимся: в Индии, Африке или Дагестане, мы всегда идем на службу в православный храм. Если его нет, то я включаю трансляцию из храма — сейчас такое воз- можно. Мои дети это знают, и для них это норма жизни, связь с культурным кодом. Это и есть культурный код. корни Я родился в Дагестане и безмерно благодарен своей родине. Будучи русским человеком, я связан с этой землей очень сильно: если бы не моя жизнь внутри достаточно патриархального традиционалистского уклада, который был в Дагестане, я бы и в православие не пришел, и к рус- скому традиционному сознанию не приблизился. У меня в жизни был период, когда я жил в скиту, был послушни- ком. Я считаю, что этот опыт необходим каждому чело- веку. Это антропологическая практика. Я был в разных монастырях. Но для меня главное место — Оптина пу- стынь, где светская культура достигла синергии с право- славной культурой. Макарий Оптинский и Амвросий Оп- тинский — великие святые, а также философ Киреевский, писатели Достоевский, Гоголь питали это пространство. И напитывались сами. Я жил в Оптиной месяц. Последний раз был там совсем недавно, уже по работе. Это духовный и культурный опыт, который нужен каждому человеку. Я считаю, что любая женщина должна поехать в монастырь, пожить там с сестрами, посмотреть, как они живут, как молятся. При этом необязательно на себя вериги вешать… В начале двухтысячных я переживал тяжелый духов- ный кризис: понял, что мне 40 лет, а я занимаюсь черт знает чем, это были такой стыд, такой ужас и такая боль, что мне захотелось от всего убежать. Из центра Москвы, из этих театральных фестивалей, из каких-то успешных культурных проектов, которых было в моей жизни доста- точно. Это была духовная революция внутри. Тогда были мысли уйти в монастырь. Но ни старцы, ни мои духовные отцы этой идеи не поддержали. Они достаточно жестко сказали: твое место в Москве. новые горизонты В настоящее время в Новом театре ежедневно идет им- мерсивный спектакль «Лубянский гример» по мотивам рассказа Лескова «Тупейный художник». Меня очень ра- дует, что в нашем коллективе много талантливых молодых ребят. У некоторых из них по два-три диплома. Интересно с ними работать. В планах — премьера спектакля «Скупой» по Мольеру с Леонидом Якубовичем в главной роли. Это совершенно потрясающая работа Якубовича, где он играет Гарпагона. Также мы думаем возродить поэтические вечера. В ян- варе у нас прошла поэтическая ночь «Памяти Бродского». Артисты Нового театра читали свои любимые стихи, ис- полнили романсы. Из больших проектов — открытие школы Нового теа- тра на базе университета «Синергия» и нашего Нового театра. Мы хотим воскресить творческую атмосферу Се- ребряного века и воспитать новых Станиславских, Неми- ровичей-Данченко, Дягилевых. В школе есть колледж, специалитет, магистратура и дополнительное образование — четыре направления. Мы будем учить не только мастерству перевоплощения, но и глубокому пониманию русской культуры. Ведь настоящий актер не тот, кто с выражением произносит со сцены чужие слова, а в первую очередь личность. Для этого мы будем организовывать резиденции в знаковых для рус- ской духовной традиции и для мирового театра местах, где студенты школы смогут жить и работать во время ре- петиционных сессий и тренингов. В апреле у меня в прокат выходит фильм «Русский крест» с Михаилом Пореченковым в главной роли. Я вы- ступил как режиссер, сценарист и продюсер. Это игровой фильм по поэме великого русского поэта Николая Мель- никова. Премьера запланирована на Пасху. Ну а самое ближайшее событие — это презентация моей книги «Русский код». На эту тему мы рассуждаем с известными писателями, философами, рокерами, режис- серами, священниками, художниками, блогерами. В этой книге мы пытаемся создать портрет нашей культуры, ко- торой мы все должны служить. О! Настоящий актер не тот, кто с выражением произносит со сцены чужие слова, а в первую очередь личность

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==