№ 84 / Весна-Лето 2025
OPEN №84 2025 6 «Мой Брель» / «Мастерская Петра Фоменко» Участники этого спектакля выступают в ролях самих себя. Актеры Юрий Титов (он же автор идеи и режиссер), Юрий Буторин и Николай Орловский делятся друг с другом и со зрителями своими впечатлениями о творчестве Жака Бреля. Рассказывают истории, связанные с пес- нями великого французского шансонье бельгийского происхождения. Вспоминают, как впер- вые услышали голос Бреля. Их кумира в те годы уже не было на свете, но пение, звучавшее с грампластинки или в записи с видеомагнитофона, заразило на всю жизнь бесшабашной энергией, романтическим мироощущением и чувством безграничной свободы. Жанр поста- новки определен как спектакль-концерт. Актеры темпераментно, прочувствованно и ярко поют песни Бреля на французском языке в сопровождении небольшого оркестра. А на экран в глубине сцены проецируется перевод на русский. В текстах Жака Бреля — его мир и его мечты, приближающие поэтическую реальность. Его галоп по Брюсселю и прогулки по Па- рижу, его изобретение неистового вальса на тысячу четвертей и проникновенная мольба к любимой не покидать его. «Усадьба Ланиных» / РАМТ Действие пьесы Бориса Зайцева, написанной в 1911 году, происходит весной и летом. В спек- такле яркие краски природы остались лишь в словах персонажей. В сложных любовных мно- гоугольниках, сочиненных драматургом, режиссер Алексей Бородин угадал влияние мистиче- ских сил. На сцене преобладает таинственный черный цвет. Сноп света у края сцены обозна- чает статую Венеры — раритет усадебного парка Ланиных. «Может, это она навела на нас все?» — размышляет об античной богине любви шестнадцатилетняя Наташа (Анастасия Во- лынская). Любовные волнения многими героями пьесы переживаются как испытания. И усадьбе уже недолго оставаться местом обитания близких по духу людей. Черный — цвет предчувствия беды и траура по дворянским гнездам. Но время от времени в действие вторга- ется группа молодых, радостных и дружных людей в светлых одеждах. Они беспечно сме- ются, танцуют, бегают, играют в футбол… Приходит новое поколение, жизнь продолжается. «Место во Вселенной» / Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Программа состоит из двух одноактных балетов. «Перигелий» в постановке Вячеслава Само- дурова — спектакль-предупреждение. Астрономический термин в названии означает наибо- лее близкую к Солнцу точку орбиты. В период экологических катастроф такое место под солнцем опасно и жестоко. Танцоры преодолевают пластическое косноязычие. Острые совре- менные дуэты, соло, массовые танцы постепенно обретают гармонию, но тревожное напряже- ние остается. В музыке композитора Владимира Горлинского настойчивый стук дерева и электронный скрежет соперничают со звуками арфы и челесты, а грохот литавр и барабанов заглушают робкий свист флейты и взволнованные пассажи струнных (дирижер Федор Безно- сиков). Второй балет — «Знаем Благую весть» — очаровывает музыкой дивной красоты. «Пе- резвоны» Валерия Гаврилина исполняет хор Минина, заполнивший оркестровую яму (дири- жер Тимофей Гольберг). Балетмейстер Максим Севагин сочинил хореографические зари- совки, усилив настроения частей хоровой симфонии. Участники лирических, задорно-шутливых, героических, мечтательно-романтических эпизодов позитивно настро- ены. Лучшие места во Вселенной для них там, где они живут и действуют. «Медовый месяц в «Кукольном доме» / МТЮЗ Большой стеклянный дом в стиле хайтек, развернутый углом к зрителю, занимает почти всю сцену. За прозрачными стенами проходит обычная жизнь современных успешных людей. Видеокамеры крупным планом транслируют на большие экраны лица актеров, играющих супругов и их друзей. Постепенно раскрываются глубокие душевные переживания героев, внешнее благополучие оказывается обманчивым. Режиссер Петр Шерешевский поставил психологически пронзительную историю. В ее основе пьеса, написанная 145 лет назад — «Кукольный дом» Генрика Ибсена. Сюжетная схема хрестоматийной драмы органично совместилась с сегодняшними реалиями. У Полины Хелимской (ее играет Полина Один- цова), так же как и у ибсеновской Норы, есть свой секрет. Когда-то она взяла большой кредит на операцию для опасно больного мужа и до сих пор выплачивает его, подрабатывая репетиторством. Тайное становится явным, и супруг Полины Илья (Илья Смирнов) не может пережить, что жена скрывала от него что-то важное. Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА ТЕАТР
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==