№ 84 / Весна-Лето 2025

OPEN №84 2025 8 Артуро Перес-Реверте. Последнее дело Холмса: Роман/Пер. с исп. Александра Богдановского. — М.: Азбука-Аттикус, Иностранка, 2024. Вот и сеньор Артуро поддался соблазну и написал своего Шерлока. Но не придерешься, все оправ- данно. Шерлока зовут Ормонд Бэзил. Правда, на афишах и в титрах уже более четверти века пишут «Хопалонг Бэзил» — звучное, но низкопробное сценическое имя, придуманное первым театральным агентом на старте карьеры. Да, наш герой — актер. Прославился тем, что почти два десятка лет — от «Скандала в Богемии» до «Собаки Баскервилей» — играл сами понимаете кого. Тем и знаменит. В Геную Ормонд приезжает с совершенно невинной целью — купить на виа Лукколи фетровую бор- салино или панаму, смотря по сезону. Сейчас лето, июнь 1960 года. Поэтому выбор пал на класси- ческую панаму с полями шириной пять с половиной сантиметров и красивой лентой табачного цвета. Панамка куплена, жизнь прекрасна. И может стать еще прекраснее после случайной встречи со знакомым продюсером и приглашения — тра-та-та-там! — совершить небольшой, всего не- дельки на две, расслабляющий круиз на яхте, во время которого можно обсудить один интересный проектик для Warner Bros. и RAI. По законам жанра случится непогода, и компания застрянет в отельчике на маленьком острове, где «Холмс» познакомится со своим «Ватсоном» — симпатич- ным испанцем, автором бульварных романов про роковых блондинок и пьяных частных сыщиков. Роман — свежайший, премьера состоялась 5 сентября прошлого года. Перевод — отличный, мэтр Богдановский явно получал удовольствие от процесса, и это чувствуется. Валерия Гайдина. Москва фабричная. Промышленная архитектура столицы: от кирпичных замков к лофтам. — М.: Бомбора, 2024. Про особняки, доходные дома, мемориальные квартиры и прочие очевидные городские объекты все понятно, они давно достопримечательности. Осознание, что завод, фабрика, склад, электро- станция, насосная станция, депо и даже бойни заслуживают внимания как памятники истории и ар- хитектуры, пришло не так уж давно. В 1990-е годы многие из них находились в запустении, стояли живым укором — и бросить жалко, и использовать сложно, и на реконструкцию нет средств, и доро- гая столичная земля, занятая «невыгодной недвижимостью», была веским аргументом, чтобы по- лучить новую стройплощадку в хорошем месте… О зданиях, которые уцелели, выжили и стали частью столичной архитектурной, культурной и дело- вой среды, рассказывает «Москва фабричная». Издание необычное, неформатное, отчасти путеводитель — много цифр, дат, фактов, выразитель- ных фотографий, но в большей степени это публицистическое высказывание — рассказ об истории строительства и бытования, спасении и возрождении в начале ХХI века почти двух десятков ныне существующих московских промышленных комплексов. Джон Кутзее. Поляк: Роман/Пер. с англ. Марины Клеветенко. — М.: Азбука- Аттикус, 2024. Беатрис не видит снов, но можно фантазировать наяву. Зато после восьми-девяти часов сна встает свежей, обновленной, полной сил. Наверное, потому выглядит гораздо моложе своих пятидесяти. Она в ладу с собой. С такими здоровьем и наследственностью впереди еще полвека спокойной бла- гополучной жизни. Она мать двоих взрослых сыновей, жена банкира. У супругов давно разные спальни, но так даже лучше — сон крепче и здоровее. Если что, на горизонте всегда маячит моло- дой мускулистый инструктор в спортклубе, легкий флирт, не более того, исключительно для то- нуса. У нее масса важных дел — благотворительность, общение с друзьями, дом… Особое увлече- ние — музыка, она меломанка с утонченным вкусом, давно стала активной участницей Концертного круга — состоятельные барселонцы приглашают известных исполнителей, чтобы знаменитость вы- ступала исключительно для них — узкого круга истинных ценителей. Очередной гость — немолодой польский пианист с непроизносимой фамилией, прославившийся уникальной трактовкой Шопена. Беатрис любит Шопена. Она в предвкушении. По традиции после концерта гостя приглашают на ужин в лучший барселонский ресторан, на сей раз — это ее миссия… Свой долг Беатрис выполнила, развлекла, доставила до гостиницы. Во время прощания он чуть дольше положенного задержал ее руку в своей огромной ладони. Чуть дольше… Дальше начинается странная короткая связь двух взрослых людей, для одного из которых это кода, финальная, возможно, самая главная любовь в жизни. Кроме музыки, разумеется. Нобелевскому лауреату Джону Кутзее 84 полных года. «Поляк» увидел свет в 2023-м. Чувствуется, что это книга очень пожилого человека — медленная, экономная, на сколько хватает сил, книга че- ловека, который знает о любви то, чего другим знать не дано. Зато стиль прежний, узнаваемый — сухая лаконичная проза, без сантиментов, почти без красок. Графика. Страсть, дыхание, даже неко- торая томность — в паузах, между строк. Теперь мы уже знаем — это последний роман Кутзее, самый последний. Подготовила Клариса ПУЛЬСОН КНИГИ

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==