№ 85 / Осень-Зима 2025-26
интервью OPEN №85 2025–2026 20 —Когда ты в первый раз задумался о том, что кино и вообще создание какой-то литературы может стать твоей судьбой? — Сейчас мне кажется, что это как-то всегда было предрешено. Но я сам недавно задумался, что все-таки с чего-то это началось. Найти точный момент мне не уда- лось, но я помню пару-тройку эпизодов, которые точно толкнули меня в нужную сторону. Первый: ты забрал меня с бадминтона, и мы поехали в гости к вашим друзьям смотреть первый «Крепкий орешек» на VHS. И там есть момент, когда Джон Маклейн спускает в лифте труп тер- рориста с надписью на груди «Хо-хо-хо, теперь у меня есть автомат», и у меня вдруг перехватило дух какое-то непонятное чувство. И вот я точно помню, как понял, что хочется его почаще испытывать. Второй момент был, когда я вдруг тебе опять же на день рождения решил подарить сценарий. Не рассказ, а именно сценарий. Я помню, что написал какую-то тара- барщину в тетради и подарил. Там был бессвязный бред, но я тогда еще одно чувство запомнил: писать логичные истории очень-очень сложно. Еще помню, как ходил на «Матрицу-2» в кинотеатр «Горизонт» на Фрунзенской. Тогда была такая тема, что премьера «Матрицы» была так устроена, что первые се- ансы стартовали по всему миру одновременно—неважно, сколько времени было в стране. И вот в России она должна была стартовать в 9.00 одновременно во всех залах. Но! В «Горизонте» были ранние и непоколебимые сеансы для пенсионеров (со скидкой), и они четко начина- лись в 8.45. Помню, что был дико счастлив от мысли, что начал смотреть кино раньше всего мира на 15 минут. Вот это все как-то сложилось в некую предопределен- ность. — Как повлиял пример отца, который сидит и все время что-то пишет? Мне казалось, что ты скорее от этого примера отталкиваешься в какую-то иную сто- рону. — Всегда думал, что связи нет. Что я вообще другим занят. Но, конечно, это не так. Я, может, и не ориентиру- юсь на что-то конкретно, но точно испытываю нездоро- вую зависимость от текста. И качество текста, который выходит из папиного макбука, невероятно выше моего. И это, кстати, очень приятное чувство. — Ты окончил журфак, работал последовательно в трех глянцевых журналах, а почему это показалось не- интересным? — Ответ дико банальный. Я ненавижу дедлайны, пря- мые эфиры, авралы и прочее. Конечно, и в кино это есть, но не как основной принцип. Именно поэтому я быстро распрощался с идеей работы на телевидении, в онлайн-из- даниях, ежедневных и даже еженедельных СМИ. Три года я работал в ежемесячных журналах, но там тревога сме- нилась на скуку и ощущение некоторой бессмысленности. А еще там мало платят. Извините. — Первый по-настоящему серьезный успех, если су- дить по выхлопу, как сейчас говорят (отклики в СМИ, рейтинги, номинации, шумные премьеры), это «Золотое дно» и «Первый номер» в соавторстве с Сергеем Минае- вым. А что было до этого? Какие свои прежние работы ты считаешь недооцененными и важными? —Нет, я так не думаю. «Последний министр», в кото- ром я помогал писать второй сезон, пользовался огром- ным успехом. Так же как и некоторые другие вещи типа «Разрешите обратиться» или «Секреты семейной жизни». Самым недооцененным, наверное, можно назвать второй сезон сериала о молодежном футболе «Вне игры». —В «Первом номере» я увидел мир, очень хорошо зна- комый и мне, и тебе. Одно время мы вместе работали в издательском доме, который выпускал глянцевые жур- налы. Борьба редакции и главного редактора с рекламным отделом, поиск темы номера, редакционные летучки — ну да, все очень достоверно. А вот фактура «Золотого дна» — бизнес-империя, борьба за наследство, то есть жизнь, как сейчас говорят, Рублевки, узкий слой очень богатых людей и их отношения — ты откуда все это знаешь? Или так спрошу: все эти отношения полумифи- ческие, условные, скорее нарицательные или реальные? Как ты сам это воспринимаешь? — Как выясняется, эти отношения не просто реальные, а точные. И выяснилось это постфактум. Такого количе- ства откликов от больших и влиятельных людей в форму- лировке «ну это же про меня просто!» мы не ожидали. Их количество приблизилось к сотне. Мне один знакомый буквально час орал с восторгом историю дележки бизнеса между ним и братом после появления в семье новых участ- ников. Фабула другая, но мотивы и действия именно такие. — Вот мне кажется, что половина успеха «Первого номера» — это игра Евгения Цыганова. Георгий Данелия говорил об игре Евгения Леонова, что он даже кошку в кадре можетпереиграть, что он естествен, как животное (увы, не помню точную цитату). То же самое я могу ска- зать о Цыганове. Это какой-то магический секрет. При том что мне глубоко неприятен образ, который он соз- дает, я уж не говорю про писателя Эдуарда Багирова, ко- торому посвящен сериал. Человек был, наверное, яркий, но его радикальное мировоззрение всегда было для меня загад- кой — и в итоге в героя Цыганова влюбляешься все равно. Актер вмешивался в сценарий, что-то пытался подпра- вить, изменить? Если об этом можно говорить… — Тут сложно что-то сказать детальное, кроме того, что люди, которые знали прототип, дружили с ним, бук- вально замирали, впадали в оторопь, когда видели первые кадры. Это магия, конечно. В сценарий и Цыганов, и Клим Козинский (режиссер), конечно, много чего добавили. Но я бы не назвал это изменениями. Мне больше нравится слово «усиление». — И, кстати, будет ли продолжение? Вторую часть «Золотого дна», как я знаю, уже запустили.
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==